«В Солигорске мы 23 километра намотали под землей»

ЦИКЛ «Судьба гигантов», состоящий из десяти серий, повествует об участи известных брендов — крупнейших предприятий времен СССР. Зрители увидели эксклюзивные сюжеты о «БелАЗе» и «Беларуськалии», а также об автомобиле «Москвич», крупнейшем производителе сигарет «Булгартабак», утраченном достоянии Латвии — Рижской автобусной фабрике, бывшем лидере автопрома соцлагеря — немецком «Трабанте». О проекте «Судьба гигантов» рассказывает гость «Теленедели «БН», автор сценария Руслан ТУРКОВ:

Сегодня «Теленеделя «БН» рассказывает о проекте Белтелерадиокомпании, который получил Гран-при «Телевершины»

ЦИКЛ «Судьба гигантов», состоящий из десяти серий, повествует об участи известных брендов — крупнейших предприятий времен СССР. Зрители увидели эксклюзивные сюжеты о «БелАЗе» и «Беларуськалии», а также об автомобиле «Москвич», крупнейшем производителе сигарет «Булгартабак», утраченном достоянии Латвии — Рижской автобусной фабрике, бывшем лидере автопрома соцлагеря — немецком «Трабанте». О проекте «Судьба гигантов» рассказывает гость «Теленедели «БН», автор сценария Руслан ТУРКОВ:

— Часто наши журналисты ездят по странам бывшего соцлагеря и видят города, в которых раньше работали предприятия с мировым именем. Но после развала Советского Союза эти населенные пункты пришли в запустение. Однако про каждый город рассказывать скучно. Все серии будут чем-то похожи. Поэтому я предложил сделать цикл о заводах — известных когда-то торговых марках, которые выпускали мотоциклы «Ява», автомобили «Запорожец» и т. д. Разработал десять тем. И первоначально проект именовался «Гибель гигантов». Но потом решили, что такое название слишком печальное. В итоге появилась «Судьба гигантов»…

Как корреспонденту мне досталось пять тем. Я рассказывал о «ЗАЗе», «Булгартабаке», «Беларуськалии», «БелАЗе» и Балаклавской базе подводных лодок.

Так, в Солигорске, в шахте мы были первой съемочной группой, которая проехала по всем трем соляным пластам. А в итоге намотали 23 километра под землей. Мы опускались на шестисотметровые глубины! Там я осознал, насколько сложная работа в шахтах. Когда стоишь на глубине, кругом тишина, и вдруг такой звук, как будто лед зимой трещит, только в тысячу раз громче. Это происходят колебания земной коры… Сначала было непривычно, но когда мы пробыли пять часов под землей, уже не хотелось подниматься на поверхность...

— Руслан, «Беларуськалий» — пример удачно сложившейся судьбы предприятия-гиганта. Но ведь в цикле рассказывали и о других случаях — несчастливых?

— Да. Допустим, взять судьбу «ЗАЗа». Завод остался, но там сейчас производят иномарки. Я встречался с конструкторами, которые в свое время разрабатывали «Таврию», «Запорожец». Пообщался с ветераном, работавшим когда-то в местном конструкторском бюро. Он вообще не понимал, почему мы приехали к ним на завод. «То, что мы создавали годами, развалилось», — сетовал он. Да, на «ЗАЗе» работает конвейерная линия, где производят корейские автомобили, но там утратили свое производство и все, над чем люди работали по пятьдесят лет...

Совсем грустная история — про Балаклавскую базу по ремонту подводных лодок, куда могли заходить одновременно до двенадцати подводных лодок. Там размещалось и атомное оружие, его даже не было видно из космоса… Балаклавская база просуществовала недолго, лет тридцать. И после развала Советского Союза там тоже все растащили, единственное — Россия вывезла атомное оружие.

К сожалению, немало людей погибло на Балаклавской базе. Там стояли емкости, вмонтированные в скалы, где хранилось топливо для подводных лодок. А поскольку все люки разворовали, то люди в темноте проваливались в эти емкости…

Основная мысль в проекте сводилась к тому, что в 1991 году все развалилось, а до этого заводы-гиганты были привязаны к Москве. Договоры на их продукцию заключала столица СССР. Она давала заказ заводу, тому же «БелАЗу», «ЗАЗу» на поставку автомобилей, и они, не зная никаких проблем и головной боли, изготавливали их необходимое количество. И когда все развалилось, связей у заводов не было. Народу нужна была работа, но продукцию некуда продать. Тогда заводам пришлось переквалифицироваться. Тот же «БелАЗ» стал выпускать игрушечные машинки, мотыги, тяпки, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Тогдашнее руководство страны хотело закрыть завод, да благо директор предприятия Павел Мариев, ставший Героем Беларуси, не отдал предприятие на растерзание, не дал его приватизировать. И теперь «БелАЗ» — это наш бренд, и каждый третий самосвал, произведенный в мире, — белорусский. Продукцию завода знают везде…

— «Булгартабак» тоже когда-то «гремел». А сейчас?

— Завод тоже серьезно пострадал, когда развалился СССР. До этого у «Булгартабака» были стабильные поставки в Советский Союз, а потом ему сразу перекрыли рынок… Мы не рассказывали про историю завода, а построили фильм на воспоминаниях о болгарских сигаретах. В то же время я не хотел, чтобы получилась как бы реклама курению. Поэтому часто люди, которые давали интервью, говорили в кадре, что сигареты — это вредно. У нас выступал и Анатоль Ярмоленко, народный артист Беларуси. Он рассказывал, как в молодости мог выкурить одну-две сигаретки, но сейчас уже не курит. Еще вспомнил, что когда ездил в Болгарию на гастроли, то его друзья и знакомые просили привезти сигарет: мол, может быть, они там дешевле. Но самое смешное, что в Болгарии они стоили дороже, нежели в Советском Союзе!

— Предчувствовали, что получите Гран-при «Телевершины»?

— Честно — нет. Мне раньше казалось, что все заранее знают, кто победитель. Поэтому сидят и готовят речь. И когда шло награждение, я не думал о победе. Когда же объявили, что Гран-при у «Судьбы гигантов», то было, конечно, радостно за команду, которая работала над этим проектом, с большим энтузиазмом его создавала… И радовало, что мы оправдали доверие руководства телеканала, и сейчас оно дало возможность продолжать работу над «Судьбой гигантов».

— О чем наметили еще рассказать зрителям? И когда?

— Съемки продолжения проекта начнутся летом. Снимем тоже десять серий, и также будет присутствовать белорусская составляющая.

А тематика проекта, думаю, станет больше интересна женщинам. В основном она будет касаться каких-то брендовых продуктов. Например, колбасы «Краковской». Мне стала интересна и тема о таре, в которую упаковывали еду в советское время. Хочу рассказать о тех же автоматах с газированной водой, о пиве «Жигулевское», о «Советском шампанском»…

Может быть, все истории мы построим на интересных судьбах людей.

— Во время съемок «Судьбы гигантов», наверное, происходили незабываемые встречи с необыкновенными людьми?

— Была интересная встреча в Украине. Там мы брали интервью у директора нынешнего «ЗАЗа». Он рассказал, что они подарили «Запорожец» самому высокому человеку планеты!.. Потом я нашел этого гиганта через Интернет. Он живет в Украине, в деревенской глуши. Его зовут Леонид Стадник.

Я ему был по пояс! Это настоящий богатырь! Он сидит на стуле и закручивает рукой лампочку, которая висит на потолке! У него рост — 2 метра 53 сантиметра. Когда возле тебя такой человек ходит, то прямо страшно (смеется). Когда он взял мобильный телефон в руку, то тот на его ладони выглядел как спичечный коробок. Такой вот гигант из сказки!

Но, как оказалось потом, Леонид Стадник — очень несчастный человек. Он много болеет. У него растут кости, но они не успевают окрепнуть. Ему сложно ходить. У него больное сердце. Правда, ему помогают. За ним наблюдает доктор...

А на автомобиле, который подарил ему «ЗАЗ», Леонид сам не ездит, его возит друг.

— Но такой высокий человек, наверное, не помещается в таком маленьком автомобиле?

— «ЗАЗ» разработал для него специальную машину, в которой он может сидеть.

Я говорил Леониду: «Вы могли бы поехать в ту же Ялту и зарабатывать деньги. К вам бы выстраивалась огромная очередь, чтобы сфотографироваться!» Но этому человеку ничего такого не нужно. Он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, а потом, когда через год нужно было подтвердить свой статус, отказался. К слову, Леонид с журналистами не очень хочет беседовать, потому что они часто к нему наведываются, но когда услышал, что мы — белорусы, это нам помогло. Как и в других странах. К белорусам везде хорошо относятся: в России, Украине, Болгарии, Германии. Это нам помогало во время съемок…

— Руслан, еще раз с победой в «Телевершине!» Дальнейших успехов проекту «Судьба гигантов» и неугасаемого к нему интереса зрителей!

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter