В собственном соку

Почему наши напитки проигрывают импортным?
Почему наши напитки проигрывают импортным?

На днях, забежав в витебский универсам за соком, я надолго задержался у огромной витрины, уставленной красочными тетра-паками. Никак не мог определиться с выбором: на полках насчитал по меньшей мере десятка два наименований. Но рассмотрев поближе яркие упаковки, с грустью отметил: белорусской продукции в соковом изобилии было немного. Борисов, Пружаны, Смолевичи - этими адресами список наших предприятий, к сожалению, исчерпывался. Витрину заполняли напитки, завезенные из Украины и России. Почему? Не скажешь ведь, что яблоки, вишни или черника у нас плохо растут... Ответ на этот вопрос недавно дал Комитет госконтроля Витебской области, проверивший местные предприятия по выпуску соков, плодоовощных консервов и детского питания.

Воспоминания о первой свежести

Некоторые заводы оставили у контролеров неизгладимые впечатления. Старое оборудование и дедовские технологии на Оршанском консервном заводе, можно сказать, без машины времени перенесли проверяющих лет эдак на 30 — 40 назад. Мало того, сами здания предприятия напоминают развалины. «Я и представить не мог, что сок в банки до сих пор наливают из резинового шланга, на конце которого закреплена марля, а салаты фасуют вручную», — признался мне начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Витебской области Николай Клецко.

Витебский плодоовощной комбинат, который находится в деревне Новка, в нескольких километрах от областного центра, — предприятие современное. Оно включено в Государственную программу инновационного развития и, по идее, должно быть примером для всей отрасли. Только в минувшем году комбинат получил из бюджета 3,9 миллиарда рублей. Соки с мякотью, детское питание, обогащенное витаминами и микроэлементами плодоовощное пюре для беременных, которое, к слову, на международной выставке в России удостоилось медали... Ассортимент достойный. И все же брать опыт комбината на вооружение другим предприятиям вряд ли стоит. На его складах контролеры обнаружили почти 400 тонн морковного, брусничного и сливового пюре–полуфабриката с истекшим сроком годности.

Недавно я побывал в Новке. Исполняющий обязанности директора комбината Николай Лешук так прокомментировал ситуацию: «Год назад пюре у нас хотели купить россияне. Впоследствии они от сделки отказались, и у нас образовались большие остатки. Но мы получили разрешение областного санитарного врача использовать его для консервов общего назначения».

Не знаю, как вам, а мне, честно говоря, после такого признания расхотелось покупать продукцию комбината. Предприятие, получающее немалые деньги из государственной казны на свою модернизацию, собирается потчевать покупателей продукцией из просроченного сырья... Может, кто и купит, конечно, но лично я буду выбирать соки и консервы других заводов.

Минус 40...

На Глубокском консервном заводе разливать соки в удобные тетра–паки планировали еще год назад. На приобретение специализированной линии государство выделило 825 миллионов рублей. Однако завод купил некомплектное оборудование. Экономия или что–то другое? В прошлом году соков из Глубокого покупатели так и не дождались. А ведь именно эта продукция должна была составить достойную конкуренцию импортной. Бывшего директора завода судили за взятку...

Кстати, уголовные дела возбуждены в отношении еще двух руководителей предприятий Витебскпищепрома — Лиозненского консервно–овощесушильного и Поставского консервного заводов. Они получали кредиты по подложным документам.

«С кадрами — беда. Не идут профессионалы на низкую зарплату», — оправдывался на недавней коллегии КГК Витебской области, состоявшейся после Нового года, главный инженер Витебскпищепрома Виктор Твердовский.

Но только ли в зарплате дело? В последние годы государство делает многое для того, чтобы модернизировать консервные заводы. Работает специализированная республиканская программа, вкладываются большие деньги. «В течение 2006 — 2007 годов предприятия Витебскпищепрома получили бюджетных вливаний, кредитов и других материальных ценностей на 14 миллиардов рублей, — такую цифру назвал заместитель начальника управления контроля отраслей хозяйства и денежно–кредитной сферы КГК Витебской области Олег Мацкевич. — Однако 40 процентов этих средств использовано неэффективно. Пора совершенствовать систему управления отраслью, создавать холдинг или какое–то другое объединение».

Компетентное Мнение

Алексей ЩЕБЛЕЦОВ, заместитель начальника управления торговли и услуг Витебского облисполкома:

«Белорусских соков в прошлом году на рынке области продавалось чуть более 40 процентов. Львиную долю занимала импортная продукция. На мой взгляд, нашим заводам с насыщением рынка справиться по силам. Однако для этого им надо расширять ассортимент, переходить на современную упаковку, уменьшать себестоимость продукции и, что не менее важно, активно ее рекламировать».

Фото Комитета госконтроля Витебской области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter