В славянском духе

О том, как проходил в этом году Международный конкурс исполнителей эстрадной песни, корреспондент "НГ" попросил рассказать председателя жюри, народного артиста Беларуси Анатолия ЯРМОЛЕНКО

— Состав участников оказался довольно сильным, однако порой создавалось впечатление, что некоторые зарубежные исполнители так и не поняли, на какой конкурс они ехали. На мой взгляд, это все-таки конкурс славянской песни, что и отличает его от других европейских конкурсов. Мы хотим сохранить свою культуру, поэтому важно, чтобы те, кто приезжает в Витебск, учитывали это, больше вникали в наши песенные традиции. И многие из нынешних конкурсантов старались им соответствовать, но были и такие, кто приехал просто спеть некую песню. Хотя в положении о конкурсе все четко расписано: во второй день финала поется песня на одном из славянских языков. Возможно, надо больше пиарить наш конкурс. Тут должен получиться такой здоровый фьюжн — их видение и оригинальная подача славянской песни.
Я считаю, что молодой исполнитель Клифф Заммит, представлявший Мальту, приехал рано на наш конкурс, ему еще всего 17 лет, у него еще мутация голоса не закончилась. А перспективы у него блестящие, я это вижу. И если он приедет сюда через несколько лет, без приза не уедет.
— А что, на ваш взгляд, помешало выйти в финал нашему Руслану Мусвидасу? Его не “засудили”?
— Честно говоря, из чувства патриотизма я поставил довольно высокие баллы — по девятке — и Руслану Мусвидасу, и еще одной представительнице Беларуси Марине Василевской. Остальные члены жюри поставили на несколько баллов меньше. На мой взгляд, песня “Как молоды мы были”, с которой Руслан выступал в полуфинале, не его. Он еще не созрел для нее, эту замечательную песню надо “прожить”, прочувствовать. Он, кстати, нашел замечательный образ, смотрелся на сцене хорошо и, может, если бы исполнял какую-то другую вещь, прошел бы в финал.
— Среди восьми отсеянных конкурсантов были и представители очень дальних стран. Например, аутсайдер Ноэлия Понте приехала из Аргентины. Не жалко было ее “выбрасывать”, ведь такой длинный путь проделала девушка?
— Я сразу сказал членам жюри: ребята, если мы начнем обращать внимание на географию, то зачем вообще проводить конкурс, теряется его смысл.
— А нужен ли вообще полуфинал, который спустя несколько лет снова вернули в структуру конкурса? Да и проходил он в филармонии без соответствующего антуража. Не было соответствующего концертного освещения, зрительской поддержки. Ведь это эстрадные исполнители, а не камерные.
— Абсолютно согласен. Да и зачем понадобилось воскрешать полуфинал — для меня загадка. Я считаю, что он не нужен. Надо сразу проводить общий конкурс.
— Не изжили ли себя вообще конкурсы? Сегодня и без того есть мощные технологии “производства” эстрадных исполнителей — “Фабрика звезд”, “Народный артист”.
— Не нужно путать конкурс со становлением творческой личности, это совершенно разные вещи. И, как правило, те, кто побеждает в конкурсах, очень редко становятся популярными артистами. Есть даже такое понятие “конкурсные исполнители” — они могут добротно исполнить какое-то произведение, но так никогда и не стать востребованными широкой зрительской аудиторией. К примеру, я так и не понял, зачем было участвовать в этом конкурсе “народному артисту” Алексею Гоману. У него уже есть популярность, свой образ, свой зритель, но, может, он захотел попробовать себя еще раз. Если это так, то его решение заслуживает уважения. Ну а если оно принималось с позиции, что, мол, я такой вот популярный и сейчас выйду и всех вас покорю, спою свои шлягеры, то это легкомысленная самонадеянность. Хотя я видел, как он сильно волновался, нервничал за кулисами. Кстати, Алексей Гоман выбрал тоже не совсем удачные песни.
Но в данном случае уже, как говорится, ничего не изменишь. Как сложилось, так сложилось. А вот что мне хотелось бы пожелать на будущее организаторам конкурса, так это более внимательно подходить к обустройству быта конкурсантов. Ведь им надо хорошо подготовиться, настроиться на выступление. Нынешние конкурсанты, например, живут в гостинице “Ветразь”, где в номерах нет даже туалетной бумаги. А ведь ребята приезжают из самых разных стран, и для многих такое воспринимается просто как некая дикость. Мы же живем в центре Европы. Не говорю уже о кондиционерах, которых нет даже в самой лучшей гостинице города, в номерах такая духота. Может, конкурсантов вообще надо селить где-то за городом, в каком-то коттедже, чтобы они могли нормально отдохнуть перед выходом на сцену, погулять по лесу, выспаться. Чтобы они почувствовали, что их уважают, что их тут ждут. Ведь не секрет, что во время фестиваля жизнь в городе бурлит круглые сутки, кто-то из гостей продолжает веселиться в гостинице, где живут конкурсанты.
— На ваших глазах этот фестиваль креп и превратился в столь масштабное мероприятие. В правильном ли направлении он развивается?
— Самое главное, чтобы с течением времени не ушла его удивительная атмосфера. Ведь тут, как и в жизни: встретил мужчина красивую девушку, полюбил, женился, а через пару лет уже начинает “остывать”. Сохранить этот фестивальный дух очень трудно, тем не менее пока это, слава Богу, удается. Я ведь общаюсь со многими звездами, и многие стремятся сюда не из-за денег, которые летом для них заработать не проблема. Хотят просто пообщаться, поработать, что называется, от души и для души. И я думаю, что нашей стране надо еще мощнее раскручивать этот фестиваль в плане привлечения сюда туристов, организовывать специальные туры. Люди хотят приезжать сюда, значит, надо подумать, как все это грамотно организовать. Продавайте на этот период путевки в близлежащие санатории с включением посещения фестивальных мероприятий, это должны быть специальные туры с соответствующей рекламой по всему миру. Ведь на Витебщине есть и другие достопримечательности, те же Браславские озера, старинные храмы. Надо все подчинить популяризации Беларуси, нашей самобытной культуры.

Народная артистка СССР  Эдита ПЬЕХА:
— “Славянскому базару” — 15, а мне в следующем году будет 50. Конечно же, я имею в виду свой творческий юбилей. И у меня есть мечта отметить его именно в Витебске, на этом прекрасном фестивале. Тем более что я была в числе первооткрывателей сцены Летнего амфитеатра, когда на ней еще проводился фестиваль польской песни.
Народный артист России Лев ЛЕЩЕНКО:
— Этот фестиваль объединяет наши народы. У нас общие песни, общие цели. Пока мы держимся друг друга, мы мощная сила. Я всегда с удовольствием бываю в Витебске. А на сей раз приехал не только подарить свои песни зрителям, но и поработать в составе жюри международного конкурса молодых исполнителей эстрадной песни. Уверен, что он станет хорошей стартовой площадкой для талантливых исполнителей из разных стран, представленных здесь.
Народная артистка России Лариса ДОЛИНА:
— Мне приятно отметить, что я участвовала в самом первом “Славянском базаре”. Фестиваль рос и развивался на моих глазах. И если в самом начале его программа умещалась на одном листочке, то сейчас это уже действительно уникальный форум искусств, и таких больше нет ни в одной стране мира, можете мне поверить.
Андрей ДАНИЛКО (Верка Сердючка):
— По сути, именно со “Славянского базара” моя Верка Сердючка начала свой “карьерный рост вверх по рельсам”. Сюда она приехала малоизвестной проводницей поезда, а сейчас в такую знаменитую дамочку превратилась, что с целым кордебалетом разъезжает. А как приоделась! И все это время ей приходилось служить “голубем мира” между Беларусью, Россией и Украиной. И она продолжает служить, не боясь “птичьего гриппа”.
Заслуженный артист России Филипп КИРКОРОВ:
— Я всегда с удовольствием приезжаю в Витебск и счастлив петь на витебской сцене. Еще задолго до начала фестиваля начинаю готовиться к нему, в буквальном смысле считаю дни. Каждый мой приезд сюда — как экзамен, ведь здешняя публика видела столько звезд, и при этом она такая доброжелательная. Я не могу обмануть ее ожидания и надеюсь, что наша любовь взаимна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter