Чем может привлечь туристов поместье в Брестском районе, некогда принимавшее Костюшко

В Скоки, к Юлиану Немцевичу

ОСОБНЯК XVIII века. Выдержанный в стиле того времени, в приятном светло-золотистом тоне, с величественными колоннами... В начале прошлого года здесь подул свежий ветер перемен — в усадьбе навели порядок, реконструировали ее и открыли для туристов. А ведь почти 30 лет бывший дом Немцевичей пробыл в запустении. Стены родового имения знатных заводчиков породистых лошадей помнят многое. К примеру, визиты Тадеуша Костюшко, который приезжал в Скоки погостить в имение к своему адъютанту Юлиану Немцевичу, или эпохальное событие времен Первой мировой войны — подписание военного перемирия между враждующими Россией и Германией, так называемого Брестского мира. Каким туристу открывается родовое гнездо Немцевичей и сколько еще времени понадобится на его раскрутку?


ДИРЕКТОР музея Сергей Семенюк помнит времена «забвения» — заброшенный, с протекающей крышей, закрытый на ключ особняк, производивший на всех гнетущее впечатление:

— Мне лично было больно смотреть на усадьбу с такой богатой историей. Тем более что именно в этом здании до 1986 года размещалась школа, которую я заканчивал. В начале 80-х годов XX века имение включили в Государственный список исторических и культурных памятников Беларуси. А к вопросу о реконструкции объекта подошли лишь в 2002-м. Работы по возрождению Скоковского усадебно-паркового комплекса начались еще спустя 10 лет. На финансы областного бюджета историко-мемориальный музей «Усадьба Немцевичей» официально сдали в эксплуатацию в конце 2013-го.

Обращаю внимание на небольшую памятку, вывешенную на парадных воротах имения. Там разъясняется, что разрешается делать туристам, в особенности молодоженам, для которых скокский особняк стал излюбленным местом для бракосочетаний. А меня заинтересовал тот факт, что имение выстояло три войны, четыре восстания, два пожара, причем одному из спасений помогла… женская хитрость.

В Первую мировую Николай II объявил эвакуацию и приказал взорвать и разрушить все дома в Скоках, чтобы те не достались врагу. Тогда жена одного из Немцевичей, Софья, взяла с офицеров казачьего полка честное офицерское слово, что они не взорвут их усадьбу. И те согласились…

Вообще, корни истории скокского имения уходят в 1777 год, когда усадьбу в деревне построил Марцелий Урсын-Немцевич, занимавшийся земледелием. Хоть Немцевичи поселились в окрестностях Бреста с XVII века (в районе нынешних Неплей), Скоки во владение им достались от князей Шуйских. До строительства Марцелий Урсын-Немцевич с семьей жил в деревянном доме, но, с оглядкой на князей Флемингов, которые перестроили Тересполь, захотел иметь каменный дом. Есть даже версии, что проектировал земледелец свое домовладение сам. Атмосфера именно этой эпохи передана в одном из тематических залов музея — «зброевне». Попасть туда можно, поднявшись по деревянной винтовой лестнице с первого этажа, где еще готовятся к запуску три экспозиционных зала.

Я назвала бы «зброевню» мужской комнатой: там собраны разнообразные охотничьи трофеи, оружие. Кстати, интересно, что история герба Немцевичей тоже связана с охотой. На нем изображен медведь — по-латыни «урсын», поэтому и называли себя представители знатного рода именно Урсын-Немцевичами.

ПРОХОДИМ в комнату напротив — картинная галерея. Здесь экспозиции меняются с завидным постоянством: а выставляются художники из Бреста, окрестностей, реже из области. Это принципиальная позиция: продвигать именно провинциальных мастеров кисти и декоративно-прикладного творчества (их работы выставлены для продажи на первом этаже в сувенирной лавке).

И, наконец, самый главный зал — бальный. В отличие от Мирского замка в скокском, чтобы зайти туда, не придется надевать бахилы. Можно выйти на балкон, с которого открывается удивительный вид во двор, где растет старинная грабовая аллея. Но у меня сложилось впечатление, что зал немного пустоват: на стенах несколько картин, всего пара мебельных гарнитуров, скромно стоящий в углу рояль. Сергей Семенюк объясняет:

Бальный зал

— Дело в том, что реконструкцию мы начинали с нуля. Слава Богу, нам достались исторические стены. Но больше в имении не было ничего, поэтому с какими-то артефактами, особо оригинальными вещами, пока напряженка. Скоковское имение в собственности семьи Немцевичей оставалось до сентября 1939 года. А потом война… Некоторые вещи, к примеру картины владельцев имения, мы нашли в Калужском музее. А по деревне до сих пор ходят легенды, что жены немецких офицеров, квартировавших здесь во время Второй мировой (здесь была ставка верховного главнокомандующего германской армии), ходили в золоте Немцевичей, которое владельцы «не достали из гробов». С 1944-го в здании прописалась школа.

КСТАТИ, есть в музее зал, повествующий именно о событиях Первой мировой. Его собрали энтузиасты из брестского клуба военно-исторической реконструкции «Рубеж» Андрей Воробей и Александр Жарков. Со своей коллекцией «квартируют» в усадьбе четвертый год. Предложили проект, благодаря которому притягивается все больше внимания к новому музею в Скоках. Это историческая реконструкция в канун годовщины подписания Брестского мира. В этом году ее планируют провести 11—13 декабря. Реконструкция — еще один маркетинговый ход, чтобы «прокачать» интерес к усадьбе.

Любят туристы и традиционные балы. Их проходит два в год. Один проводится в Ночь музеев, второй — в сентябре, в честь даты основания поместья. На таких классических вечеринках яблоку негде упасть, а вот заработать — увы. Сергей Семенюк сожалеет:

— Отдаем себе отчет в том, что мы не гранды, как Мир, Несвиж. Ограничены в ресурсах, поэтому и запросы скромнее. Хотя наше конкурентное преимущество — в окрестностях Бреста мы единственный музей, в котором можно увидеть, как жили наши предки в позапрошлом веке. Именно интерьерность — фишка усадьбы. Это привлекает  иностранцев, которые приезжают в Брест. Времени на то, чтобы ехать за 200 километров в «палацы» Гродненской или Минской области, у них обычно нет, поэтому с радостью принимаем их у себя. Другое дело покупка уникальных экспонатов прежней эпохи. Пока дорого. Искали и другой вариант раскрутки — через потомков Немцевичей. Но по всему миру их раз два и обчелся. В 2002 году они приезжали в последний раз в Скоки из Канады, Польши, Франции. Самому близкому из них по крови Витольду далеко за 80. У него даже серия книжек вышла с оригинальными документами своих предков.

ВСЕ это хорошо, но пока толпы туристов у объекта, в который вложены большие деньги, не стоят. Нужно продвижение. То ли времени еще прошло мало, то ли силенок не хватает у музейщиков, то ли наши люди тяжелы на подъем... Где-то среди этих вариантов, возможно, и кроется истина. Но, смею надеяться, в самом ближайшем времени интерес к скокской усадьбе возрастет.

Почему бы не раскрутить историю про Юлиана Немцевича? Это самый знаменитый из рода, старший сын Марцелия (основателя усадьбы). Юлиан был писателем, историком, краеведом и политическим деятелем. Всего на девять лет младше Костюшко, он тоже учился в Варшавском кадетском корпусе Адама Чарторийского и был его адъютантом, много путешествовал по Европе. Позже был послом в Четырехлетний сейм. Там Юлиан проявил себя блестящим оратором. Сторонник реформ, он принял участие в разработке текста одной из первых европейских конституций — конституции Речи Посполитой 1791 года. Когда же ее не приняли, эмигрировал в Саксонию, а позже в Австрию.

Уже там он познакомился с Тадеушем Костюшко и с ним подружился. Костюшко даже приходился Немцевичам дальним родственником по материнской линии, часто бывал здесь. Старожилы рассказывают, что на территории парка еще в 1945 году прошлого века росли две сосны. Юлиан во время восстания 1794-го был адъютантом Тадеуша. После вместе сидели в Петропавловской крепости, затем уехали в Америку.

А вот еще история для раскрутки. Во второй половине XIX века Немцевичи стали конезаводчиками. Чистокровных английских скакунов разводили. Всемирную славу принес жеребец Мармур в «Российском дерби» 1913 года. Это были престижнейшие скачки Европы. Мармур тогда выиграл для своих хозяев 40 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги. А на лошадях Немцевичи зарабатывали 50 тысяч рублей в год. А еще в Скоках был свой ипподром. Вот вам и тема для новой вехи в развитии родового гнезда.

uskova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter