В «Сказании о Турове» точка не поставлена…

Чтобы вернуть из небытия настоящую, а не придуманную древними фантазерами историю, археологу мало найти и осмыслить новые факты из жизни предков, мало отстоять их подлинность и доказать значимость находки перед коллегами

Чтобы вернуть из небытия настоящую, а не придуманную древними фантазерами историю, археологу мало найти и осмыслить новые факты из жизни предков, мало отстоять их подлинность и доказать значимость находки перед коллегами. Ему нужно сделать все, чтобы открытие не было погребено под архивной пылью, а стало частью общественного сознания, наполняло умы и сердца знаниями,  одухотворяющими патриотические чувства его народа. Именно такой видит миссию исследователя прошлого главный научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси лауреат Государственной премии Беларуси Петр Лысенко, открывший в свое время древнее Берестье, а сегодня работающий над культурно-историческим комплексом «Замковая гора» в Турове. Он долгие годы вел здесь раскопки, принесшие уникальные находки, добился создания музейного павильона, который защитит фундамент первого на Полесье монументального храма XII века и другие ценные экспонаты, написал капитальный труд «Древний Туров». И вот в издательстве «Белорусская наука» вышла еще одна его книга – «Сказание о Турове».

— Эта книга, доступная по цене и содержащая сведения об основных находках на туровской земле, предназначена как раз для широкого круга читателей – экскурсантов, посещающих Туров, школьников, студентов, всех, кто интересуется корнями белорусского народа, — говорит Петр Федорович. — Без нее я считал бы свою работу выполненной не в полной мере. Ведь с помощью такой познавательной литературы и нужно поддерживать растущий интерес к отечественной истории, который будет оживляться еще более по мере становления нашего независимого государства. В Турове, который лежит в стороне от магистральных туристических маршрутов и где пока еще не открыт возведенный над фундаментом храма музейный павильон, не развернута выставка новых археологических находок, временно хранящихся в других местах, нет инфраструктуры для обслуживания гостей, нет нужной литературы, за год побывало более 600 групповых экскурсий! Это позволяет надеяться, что когда заработает полноценная экспозиция, желающих прикоснуться к древней земле будет не меньше, чем в Берестье, которое за 25 лет посетили около 2,7 миллиона человек. 

Все, что через какое-то время может предложить экспозиция археологических реликвий, нашло отражение в «Сказании о Турове». Как утверждает ученый, историкам повезло, что древнее городище столицы Туровского княжества сегодня не застроено, что сохранился детинец старинного города, и это дает прекрасную возможность реконструировать древнейший в нашей стране город Х–ХIII веков. На детинце планируется воссоздать город мастеров с ткацкими, гончарными мастерскими, кузницей, домиком рыбака. Частично планируется восстановить деревянные крепостные стены и въездные башни, а также так называемые передолы – валы, возведенные для защиты от осаждавших Туров войск великого киевского князя и его союзников. На территории Окольного города неподалеку от фундамента храма ХII века будет реконструировано уникальное языческое капище, подобное тем, что обнаружены ранее в Киеве и Новгороде Великом. Восстановить пантеон, который оставил лишь четкие отметины от деревянных идолов в материковом грунте, будет не столь и сложно, так как набор славянских богов, их облик и место на святилище известны. 

Древний город также предложит туристам побывать в историко-этнографическом музее и музее природы Припятского заповедника, осмотреть реликвию – колодец Тура, Борисоглебское кладбище, где, по местному преданию, похоронены сыновья киевского князя Владимира-крестителя Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком – первым туровским князем, упоминающимся в летописи. Есть в Турове и знаменитый каменный крест, растущий из земли, и обнаруженный профессором Лысенко восьмиметровый кирпичный крест, сложенный в середине второго тысячелетия с не вполне понятными целями. Этот город известен теперь и не имеющими аналогов в Беларуси каменными саркофагами местных князей, и древнейшим письменным памятником на территории нашей страны – Туровским евангелием ХI века. 

Туров был столицей одного из важнейших княжеств Древней Руси, значительным политическим и культурным центром, где жило достаточно много грамотных и высокообразованных людей. Не случайно именно здесь родился, получил образование и творил великий древнерусский проповедник и первый писатель на белорусской земле Кирилл Туровский, другие известные миру просветители средневековья, которые могли достичь высот лишь в соответствующей интеллектуальной среде. Высокий статус городу придавало и то, что он служил вотчиной старшей ветви Ярославичей, которые имели преимущественное право на занятие великокняжеского престола в Киеве. Пользовались этой возможностью туровские князья неоднократно, хотя, перебравшись с берегов Припяти на Днепр, своих земляков не особенно жаловали, а потому, возможно, древний Туров, численность населения которого так и не превысила 6 тысяч человек, был обречен на то, чтобы оставаться в тени 50-тысячного Киева. 

Парадокс, но письменных свидетельств жизни столицы княжества, даже случайных и отрывочных, сохранилось, пожалуй, меньше, чем летописей иных городов, находившихся у нее в подчинении. Отчасти это объясняется и очень плохими консервирующими свойствами культурного слоя Туровского городища, в котором быстро окисляется любая органика. Собранные по крохам и проанализированные историком письменные источники не позволяли восстановить жизнь древнего города. Поэтому нарисовать достаточно полную картину прошлого, которая показала, что экономический потенциал, технологический и культурный уровень Турова, его место в духовной жизни народа были гораздо значительнее, чем представлялось до сих пор, удалось благодаря успешным археологическим раскопкам, проведенным Петром Лысенко и его коллегами. Многое дало и осмысление находок, сделанных им в других городах Туровского княжества – Берестье, Пинске, Давид-Городке, Мозыре, Слуцке, Рогачеве, Клецке, уклад жизни в которых имел много общего. Отличие, как показали раскопки, состояло, пожалуй, лишь в том, что в культурном слое древнего Турова встречается гораздо больше дорогих предметов импортного производства, потребителем которых была феодальная верхушка, сосредоточенная в столице.  

— Показательно, — отмечает ученый, — что наряду с керамическими черепками, сошниками, украшениями и прочими бытовыми предметами в раскопах на туровской земле встречаются своеобразные средневековые «авторучки» — стиль-писало, с помощью которых наши предки вели переписку. Попадаются и печати, которыми скреплялись послания, выполненные на пергаменте, бронзовые застежки от книг. Вырезанные буквы азбуки мы обнаружили на самшитовом гребне (удобно грамоте учиться – всегда под рукой), а  надписи – на сосуде из-под вина и даже на каменных пряслицах. Вот, читаем: «Настасино праслине» — и представляем эту Настасью-ткачиху, которая таким образом позаботилась о сохранности ценного инструмента. Все это говорит о том, что грамотность, во всяком случае, среди жителей городских детинцев Туровского княжества, была делом обычным. Об уровне знаний свидетельствуют и применяемые древними туровчанами технологии. Мы нашли сосуды, в которых выплавляемое из болотной руды железо превращалось в сталь, и многочисленные изделия из нее. В том числе и сложные цилиндрические висячие замки, состоящие из 30–50 деталей, изготовленных с использованием кузнечной сварки, пайки, меднения. К уникальным предметам следует отнести найденные нами в Турове свинцовые иконки местного производства, аналогов которым нет, кадило с гравированными медальонами, изготовленное по сложной технологии, и многое другое. Думаю, что это не последние находки, и главные открытия нас еще ждут. Хотя, конечно, весь город мы раскапывать не будем. Надо что-то оставить и археологам следующих поколений. Они придут сюда с более совершенными технологиями, которые позволят искать не наудачу, а зорко заглядывать под землю, не тревожа ее без необходимости. И тогда в «Сказании о Турове», будем верить, появятся новые захватывающие страницы

На снимке: музейный павильон в Турове. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter