Проверено: соблюдают ли в учреждениях образования нормы по освещенности помещений

«В школе все классы люкс»

Врачи бьют тревогу: в век цифровых технологий уже у маленьких детей начинает снижаться острота зрения. Почему? Родители считают: в том, что детишки в раннем возрасте вынуждены сегодня надевать очки, винова-ты непосильные учебные нагрузки в детских учреждениях и плохое, возможно, освещение классов и кабинетов. Педагоги, в свою очередь, уверяют: в этом плане все в порядке, а зрение ребята теряют из-за несоблюдения элементарных правил в домашних условиях. Корреспондент «Рэспублікі» вместе с офтальмологами и врачами-гигиенистами попыталась разобраться в проблеме.

В этом классе даже доска имеет специальное освещение

Планшеты запрещены

Вместе с врачом-гигиенистом Витебского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Андреем Буровым, заведующей отделением гигиены детей и подростков Витебского зонального центра Галиной Красовской, а также ведущим инженером группы лабораторного контроля данного учреждения Никитой Сиваковым направляемся в городской детский сад-ясли № 15, расположенный на улице Чкалова. Наша задача — проверить, как соблюдаются здесь нормы по уровню искусственной освещенности. Время вечернее, на улице — густые сумерки. Самый подходящий момент для проведения исследования. По дороге Андрей Буров объясняет:

Родители часто не задумываются о последствиях, приучая малыша играть со смартфоном или планшетом. Наоборот, друг перед дружкой хвастаются, в каком возрасте их чадо научилось управляться с гаджетом. А ведь до школьного возраста такие игрушки вообще запрещены — глаза сформировались не полностью, на хрусталик идет нагрузка, в итоге очень быстро может развиться патология. Хотя, бесспорно, гаджеты очень привлекательны для ребят. Вот и включают мамы и папы мультики или игры, стараясь на время занять беспокойного ребенка. Радуются тишине, а потом ходят по врачам.

Зарядка для глаз — в обязательном порядке

В детском саду тишине не радуются — нас встречают разноголосый гул и заместитель заведующей дошкольным учреждением Елена Царькова. Представитель администрации утверждает: с освещением в саду все в порядке. И все же, как говорится, доверяй, но проверяй. Тем более что год назад здесь была небольшая проблемка с освещением спортзала. Теперь она исправлена: дополнительно повесили два светильника. Галина Красовская объясняет:

— Нормы для разных помещений тоже разные. Самые высокие требования — к помещениям, где проводятся занятия: дети играют, пишут, рисуют. Здесь показатель уровня искусственной освещенности должен быть в пределах 200—400 люксов. Светодиодные лампы запрещены, так как они допускают мерцание, что создает дополнительную нагрузку на глаза. Принято использовать люминесцентные, как здесь. 

Вижу, что кое-где светильники различаются так называемой теплотой цвета. Это, объясняют мне сопровождающие, не важно. Главное — чтобы в целом было светло. 

Отмечаю: детский садик не новый — ему уже около 30 лет, но в группах уютно и красиво. В руках Никиты Сивакова — прибор люксметр «ТКА-люкс». Измерения проводим на полу в 4—5 разных точках (в зависимости от площади) комнаты. Невооруженному глазу кажется: вся первая младшая группа (для деток 2—3 лет) освещается равномерно. Вот только люксметр утверждает обратное: цифры прыгают в пределах 250—350 единиц. Но в любом случае это норма. Такая же картина и во второй младшей группе для воспитанников 3—4 лет. Все в порядке и в старшей, где занимаются 4—5-летние малыши. На прощание нам показывают карты здоровья детсадовцев. Из более чем 300 воспитанников проблемы со зрением имеют около 20 человек. Но у некоторых из них врожденная, а не приобретенная патология. 

Следующий адрес — проспект Победы, 25а. В дошкольном центре развития ребенка № 3 как раз готовятся к ужину. Заместитель заведующей Зинаида Москаленко проводит по группам. Для проверки выбираем четыре из них — как и в предыдущем случае, разновозрастные. Снимаем показания прибора, заносим в специальную таблицу. Потом специалистам предстоит высчитать арифметическое среднее по каждому помещению и вынести резюме в виде протокола. Но уже сейчас, судя по реакции люксметра, понятно: никаких отклонений от нормы нет. А в комнате, где занимаются 5—6-летние ребята, уровень освещения близок к максимальному — в отдельных местах доходит до 400 люксов. Педагоги объясняют это тем, что старшие дети большую часть времени готовятся к школе. Нагрузки выше, значит, и освещение должно быть лучше. А вот узнать количество воспитанников, у которых имеются проблемы со зрением, здесь не удалось. Заместитель заведующей, сославшись на какой-то документ о межведомственном сотрудничестве, потребовала на этот счет… официальный письменный запрос (!) от редакции. Честно говоря, не совсем понятная позиция.

Замеряем люксы в детском саду

Свет не экономить!

Средняя школа № 28 по улице Правды. На сегодняшний день здесь учатся около 700 ребят, а рассчитано учреждение образования на 900, так что площадей хватает. Как, кстати, и освещения. Несмотря на то что вот-вот учреждение будет поставлено на капремонт — Витебск уже готовится к «Дожинкам», которые будут здесь проходить в 2020 году. Эта школа вошла в число «дожинковских» объектов, уже идут работы над проектом. Директор школы Андрей Филатенков показывает классы. Берем три кабинета. Кстати, в школе измерения мы проводим уже по-другому. Не на уровне пола, а примерно на расстоянии 80 сантиметров от него — такие правила. Итак, там, где занимаются десятиклассники, люксметр показывает от 620 до 710 люксов. Отличный результат... Такая же ситуация и в кабинете информатики, оборудованном электросветильниками с зеркализованными решетками. Вот только в уголке, где один из светильников чуть-чуть закапризничал, — всего 390 люксов. Директор зовет своих специалистов:

— Сейчас контакты подправим, и все будет в порядке. Иногда, к сожалению, так бывает. Особенно с импортными светильниками, которые работают с датчиками света. Исправляем быстро. А вообще, удобно, если на улице светло, лампы медленно затухают. Темнеет — они разгораются сильнее. 

Действительно, в младших классах, где сейчас занимается продленная группа — датчики регулируют уровень освещенности вполне разумно — от 410 до 518 люксов. 

Прибор показывает — с освещением все в порядке

Завершается наш «межведомственный» эксперимент в СШ № 4, расположенной на проспекте Фрунзе. Школа очень красивая и отлично оборудованная — удобная мебель, множество цветов, теплые тона кабинетов. Директор Наталья Данилова информирует: зданию уже 57 лет, на осенних каникулах здесь в очередной раз привели в порядок всю электрику. Выполняли рекомендации врачей-гигиенистов, которые даны были в начале учебного года во время мониторинга. Галина Красовская объясняет: 

— Так или иначе, но ситуация отслеживается по каждой школе ежегодно. Если выявляются малейшие нарушения в плане освещенности — они тут же исправляются. Да и вообще делается все возможное для сохранения зрения у школьников, но, к сожалению, в век электронных технологий это весьма непросто. Обратите внимание: в каждом классе каждой школы есть специальный стенд с основными упражнениями зарядки для глаз. Но, тем не менее, острота зрения у детишек к старшим классам снижается. И даже прослеживается тенденция: если класс гуманитарный — оно лучше, если физико-математический — похуже. 

Проверяю этот вывод на семиклассниках, у которых идет урок физики. Прошу поднять руки тех, у кого есть проблемы со зрением. Из 26 учеников руки поднимают 10. Директор школы подтверждает: примерно 45 процентов учеников имеют те или иные отклонения по зрению. 

Проверяем здесь три класса, все в порядке: люксы колеблются в пределах от 420 до 615. И только в одном из кабинетов, где, видимо, не до конца сработал выключатель и не на полную мощность горели полряда светильников, показания прибора в одной из точек опустились до 270 люксов. Повторное нажатие выключателя все исправило. 

Итак, мы проверили 4 детских учреждения — это около полутора десятков классов, групп, кабинетов: значимых нарушений не выявлено.



ТРЕВОЖНАЯ СТАТИСТИКА

А каково мнение офтальмологов? Почему дети теряют зрение? Статистика, которую привела мне главный внештатный офтальмолог управления здравоохранения Витебской области Татьяна Катульская, весьма тревожна. Из 185 тысяч детсадовцев и школьников, осмотренных за год, снижение остроты зрения наблюдается, по сути, у каждого десятого ребенка. Врожденных патологий незначительное количество. Анализ показывает: дети теряют зрение именно в школьном возрасте, ближе к старшим классам. Основной провоцирующий фактор — возрастающая популярность всевозможных гаджетов. Планшеты, телефоны, электронные книги... Конечно же, отказаться от всего этого мы не можем, а вот использовать дозированно — да. 

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter