В школе и дома

О здоровье школьников

Учебный год традиционно начинается под родительские ахи–вздохи: как быстро закончилось лето, и вот опять уроки, нагрузки, «школьные» болезни, жалко детей... Да, не секрет, что к старшим классам число хронических недугов у учеников вырастает вдвое, и в первую очередь за счет нарушений зрения и осанки. Да, при современной интенсивной системе образования приходится постоянно задаваться вопросом: как обогатиться знаниями, не нажив при этом проблем со здоровьем? С другой стороны, после трехмесячных каникул (когда, что греха таить, многие ребята предоставлены сами себе из–за вечной занятости мамы с папой) пришла пора вновь взяться за дело. И здесь главное, чтобы все было под контролем. Прежде всего — самой семьи. Школа свое сделает и все, что возможно, в своей работе уже учла. В том числе и последние предложения гигиенистов, которые выдвинули ряд новых мер, позволяющих сделать процесс обучения более дружелюбным по отношению к неокрепшим организмам. Будьте в курсе.


Скажем, нынешние школьники катастрофически мало двигаются. Догонялкам на переменках они предпочитают игры на телефоне или планшете. Нервная система не отдыхает, напряжение не снимается. Потом на уроке трудно добиться внимания, а к концу четверти и вовсе перенапряжение налицо. Оценив ситуацию, минские гигиенисты потребовали: в нынешнем году все большие и по возможности короткие перемены должны проходить на открытом воздухе, с упражнениями и играми. Если времени на одевание–раздевание мало, а погода плохая, размяться можно и в рекреации. Собственно, эти помещения для того и созданы. Но вот в некоторых школах там стоят мягкие диваны, которые во время перерыва тут же оккупируют группки учеников. Что уж удивляться, мониторинг физического развития детей закономерно показал: у них недостаточно развита мускулатура. Как тут не вспомнить чаяния Минспорта, ратующего за возвращение третьего урока физкультуры в неделю! К слову, в России он уже есть. А у нас есть результаты давнишнего эксперимента в копыльской школе, где физкультура была в расписании ежедневно. Пошли вверх показатели не только здоровья, но и успеваемости. Вот где неиспользуемый ресурс.


Интересно, что и противоположная детской пассивности гиперактивность, которая у младшеклассников встречается все чаще, тоже не на пользу. Как помочь малышам, которые не в состоянии высидеть урок, сконцентрироваться? Да абсолютно любой может устать от напряжения, неудобной позы. Решить проблему призваны... конторки. Эта новая школьная мебель — вроде той, за которой выступают политики, — в прошлом году появилась в минских школах. Нововведение оказалось удачным и будет внедрено в масштабах страны. Конторки располагаются сзади или по краям класса, чтобы не мешать сидящим ученикам. И любой непоседа может встать и постоять за этой «трибуной». Тут и смена надоевшей позы, и профилактика нарушений осанки и зрения. Заведующая отделением гигиены детей и подростков Минского центра гигиены и эпидемиологии Валентина Жихарь поделилась наблюдением: поначалу к конторкам дети относились настороженно, думали, что это для наказания шалунов. А теперь они очень популярны: возможность постоять во время урока воспринимается как поощрение.


Еще одно новшество: с нынешнего года все наши школы ждет постепенный, но тотальный переход от столов и стульев к партам. За ними удобнее сидеть, а ведь сколько говорится о нынешних чрезмерных нагрузках на детские спины! Взять хотя бы порой неподъемные и для родителей рюкзаки. Взвешивая их во время проверок в классах, гигиенисты порой глазам своим не верили — 9 — 10 кг! Между тем рассчитать максимальную нагрузку просто: 10 процентов от веса ребенка. То есть если чадо весит 40, то может взвалить на себя не более четырех. Но если в начальной школе есть возможность оставить вещи в классных шкафчиках, то у остальных учеников — без вариантов. А ведь чем они старше, тем тяжелее груз... Сбросить его быстрее других смогут те, кто пойдет в новые или открывшиеся после капремонта учебные заведения: в них обязательно предусмотрены индивидуальные шкафчики с ключами, где можно будет оставить и спортивную форму, и мобильный.


Еще одна головная боль — питание. Количество тучных детей растет, причем мальчиков среди них в два раза больше, чем девочек. Как бы ни старались школьные буфеты вводить в ассортимент правильную еду, предпочтения школьников — смажни, пиццы, булки. Такой перекус на каждой перемене — и начинают трезвонить родители: «Чем вы кормите детей, мой поправился на 5 кг за год!» С нынешнего года, обещают, неполезной еды в буфетах станет меньше. Хотелось бы надеяться, что оттуда наконец–то исчезнут жареные пирожки и сосиски в тесте. Кстати, по мнению специалистов, искоренять все мучное из школы, как бы этого ни желали родители, нерационально. Такой опыт уже был. В итоге ученики штурмовали близлежащие магазины. Ну нет мотивации питаться правильно. И работать над этим нужно и родителям тоже.


Казалось бы, все это детали. Все–таки главное в школе — это получение знаний. Но в комплексе эти детали способны или создать сохраняющую здоровье среду, или разрушить. Кстати, в Минске, где в последнее время таким вот «мелочам» уделялось усиленное внимание, уже есть подвижки: количество абсолютно здоровых детей увеличилось с 10 процентов в 2010 году до 14 процентов в 2011–м, а с хроническими заболеваниями на те же 4 процента уменьшилось. Чем не стимул?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter