Ветеран Николай Сушков: «Мы боялись, что не успеем внести свой вклад в Победу»

В шестнадцать мальчишеских лет

Есть особенные люди, встречи с которыми становятся незабываемыми. И даже не потому, что их автобиография в чем-то уникальна. Просто их запас жизненной энергии и заряд бодрости, не иссякшие после десятилетий тяжелых испытаний, позволяют по-новому взглянуть на мир. И понять каждому, кто находится на распутье: не стоит сетовать на судьбу — все в твоих руках. Подполковник в отставке Николай Сушков из Полоцка относится именно к этой редкой категории людей. А потому и рассказ о нашем герое будет для всех поучительным уроком жизненной стойкости, мудрости и оптимизма.

Николай Сушков очень любит свой красивый город и считает Полоцк второй родиной.

  Танки под Молочками

…Рано утром младшего сержанта Сушкова, проходившего лечение от сложнейшей пневмонии, разбудил военврач медсанбата: «Николай, срочно нужна помощь!» Пехотинцу вручили автомат, в качестве поддержки дали медсестру и рядового. Задание: в полутора километрах, практически на передовой, в украинском селе Молочки под Житомиром только что закончился тяжелый бой. Осталось много раненых. Нужно срочно оказать им помощь.

Николай Сушков, Австрия, 1945 г. 
— Я тогда уже выздоравливал, был на подхвате у медиков, — вспоминает Николай Филиппович. — Даже уколы, перевязки научился делать. Потому и не раздумывал. За плечами полковая школа, есть опыт командования. Приехали на место, собрали оставшихся в живых, оказали неотложную помощь. В крайней избе обустроили для них временные нары: на улице-то зима, январь. Ждем своих. Из медсанбата пришли две колесные повозки — полевая кухня. А тут тревожная новость от армейских разведчиков: 20 немецких танков прорвались из окружения, идут сюда вместе с десантом. Срочно нужно эвакуироваться. Николай Сушков в этой ситуации взял командование на себя. Быстро разгрузили конные подводы, уложили раненых.

— Днем я заметил, что вдалеке обустраивают позиции подразделения артполка — к ним и рванули. По полю, напрямки, — в глазах ветерана вдруг загораются те самые шальные огоньки азарта, как тогда, более 70 лет назад. — Под колесами — замерзшая пахота, снег. Я приказал: вы вперед, а я позади — если что, прикрою. Пока повозки преодолевали препятствие, я всматривался и вслушивался в темноту — рычание немецких танков было все ближе. К счастью, успели. Оторвались. Медаль «За боевые заслуги», к которой наш герой был представлен за спасение раненых, нашла его лишь через несколько лет. Боевую награду тогда уже майору Николаю Сушкову вручили в Германии после Победы, в 1946 году.

А еще орден Красной Звезды. За Берлинскую наступательную операцию. Николай Филиппович тогда со своим взводом отбил две атаки фашистов и благодаря воинской смекалке смог сохранить жизни наших солдат. Победный путь нашего героя можно проследить по архивным снимкам, орденам и медалям. Среди них — «За освобождение Праги» и «За взятие Берлина».

 Стареть некогда

Мальчишечий живчик в глазах, добродушная улыбка на лице, пышная седая шевелюра… Даже не поверишь, что в декабре бывшему фронтовику Николаю Сушкову исполнилось 94 года. Хозяин небольшой двушки, облаченный в парадный мундир, и сам в этом сомневается. Смеясь, рассказывает:

— Да я еще в прошлом году на голове стоял и с детьми на уроке физкультуры через козла прыгал. Не верите? Совершеннейшая правда: в школу тогда в гости заглянул. А ребята в спортзале застопорились у спортивного снаряда. Я махнул рукой и первым вперед. Стареть некогда. Катастрофически времени не хватает. Я же еще и ветеранскую организацию двух городских микрорайонов возглавляю, соревнования по стрельбе организую, в шахматных турнирах участвую. Кроме этого, тщательно работаю над семейным альбомом: мы же все, пять братьев Сушковых, через войну прошли. Все были ранены, но остались живы. Старший Федор — Герой Советского Союза. Много славных страниц и в военных биографиях Ивана, Георгия, Михаила — все орденоносцы. К сожалению, теперь я уже один остался. Кто же, как не я, сохранит все это для потомков?

 Всегда впереди

Вы будете удивлены, но у Николая Сушкова более 60 лет трудового стажа. Около половины из них — армейская служба.

Фляжка, привезенная Николаем СУШКОВЫМ с фронта.
— О карьере военного мечтал еще мальчишкой, — признается ветеран. — Я родился и рос в небольшом рабочем поселке под Воронежем. У нас было три завода. На одном из них, сахарном, работали мой отец, сестра и брат Иван. В тот день, 22 июня, как обычно прозвучали протяжные гудки — сигнал о том, что скоро начнется рабочая смена. Наши ушли на предприятие, а мы собирали чемодан Михаилу: он поступил в военное училище, уезжал на занятия, поезд через пару часов. И тут вдруг заводы опять как загудят! Поселковцы решили, что пожар. Но вернулся отец, сообщил: началась война, рабочих распустили. Это, мол, ненадолго — фрицев сразу разобьем. Все стали собираться на фронт. А мы, подростки, испугались: вдруг не успеем повоевать, война закончится? И тайком рванули в военкомат. Я был ворошиловским стрелком, сдал все нормы ГТО — думал, сразу возьмут. А мне в военкомате от ворот поворот: иди, мол, подрасти.

Пришлось 16-летнему Николаю повременить с армией, в составе добровольной милицейской дружины стал охранять предприятие, потом поступил в ремесленное училище при литейном заводе на Урале. Переболел тифом и только потом был мобилизован. С отличием окончил полковую школу, наотрез отказался оставаться в ней инструктором.

— Меня пытались убедить: куда тебе на фронт — четыре твоих брата уже там, мать одна, — вспоминает фронтовик. — Три дня просился-молился и добился-таки своего. Направили в мотострелковую дивизию, где мне сразу дали отделение — 3 грузина, 2 армянина, казах и украинец. Помню первую атаку — 800 метров с криками «ура!» мы преодолели в считаные секунды. Немцев застали врасплох — они отмечали католическое Рождество и совершенно не были готовы к бою.

 Дальше победный путь к Берлину в составе 70-й танковой бригады 3-й танковой армии. Командир взвода танкового десанта освобождал Украину, Польшу, Чехословакию. Был тяжело ранен под Берлином. Победу встречал в Праге. После войны Николай Сушков служил в Украине, около 8 лет — в составе группы войск в Германии. Потом в танковой дивизии в Полоцке. Уволившись в запас, пошел в педагогику и еще более 30 лет преподавал азы военного дела и физкультуры в четырех школах района, работал в школе пионеров. На заслуженный отдых ушел в 82-летнем возрасте. Хотя вряд ли можно сказать, что этот деятельный человек отдыхает сейчас.

Begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter