В Щучине во второй раз прошло авиашоу

В Щучине снова живут самолеты

Чем может удивить Ми-8, страшен ли авиаторам сильный ветер и что парашютисты делают с новыми кедами?
На бывшем военном аэродроме в городе белорусских авиаторов во второй раз прошло авиашоу. Масштабы праздника — Дня освобождения города — слегка уменьшил сильный ветер: легкий самолет Ан-2 не прилетел. Зато боевой вертолет Ми-8, прибывший из Минска, сначала выбросил парашютистов с полукилометровой высоты, а потом на прощание еще покружил над городом с богатой авиационной историей. Подтянулись спорткары из Гродно… 


Парашютисты готовятся к выполнению сложных элементов в небе.

«Запускай! Сейчас или никогда»

Небо над райцентром затянуло тучами. Полил дождь — и стало еще неуютнее. Однако люди все равно шли к взлетно-посадочной полосе, уверенные, что даже ненастье не помешает свершиться зрелищному выступлению авиаторов. Растянулись ряды с торговыми палатками, у сцены налаживали музыкальную аппаратуру.

— Сильный ветер и низкая облачность усложнят задачу легкомоторным самолетам, — говорит кавалер ордена Красной Звезды, полковник в отставке, летчик-истребитель первого класса и мастер парашютного спорта СССР Леонид Карпов. — Чем тяжелее самолет, тем он более устойчив. Чем легче, тем сложнее рулить и удерживать его в нужном положении на взлете и при посадке. 

Леонид Карпов на праздник приехал из Гродно. Вспоминает, что с 1962 по 1988 годы служил в Щучинском авиационном гарнизоне. Имеет допуски к полетам днем и ночью при всех погодных условиях. В советские времена начинал профподготовку в летном училище в Казахстане на самолете Як-18, а закончил на самых современных истребителях МиГ-29. Сегодня Леонид Ефремович — почетный гость шоу, как и заместитель командующего ВВС и войсками ПВО — начальник авиации полковник Александр Карев. 

Вот на горизонте появляется вертолет, который спустя мгновение садится недалеко от концертной площадки. Спешу к винтокрылой машине.

— Со мной сборная команда парашютистов ВВС и войск ПВО Беларуси международного уровня «Белорусские ястребы» (четырехкратные призеры чемпионатов мира), а также специалисты поисково-спасательных служб ВВС и войск ПВО. «Ястребы» в прошлом году завоевали второе призовое место на Интернациональном парашютном чемпионате в Дубае. Скоро они продемонстрируют навыки в небе над этой площадкой, — поясняет мне Александр Михайлович. 

Но винты вертолета молчали уже час. Узнаю, в чем дело. Пилоты ждут, когда уплывут низкие тучи: они не дают подняться на нужную высоту. 

«Запускай! Сейчас или никогда», — слышу голоса у боевой машины, как только небо стало немного чище и выглянуло солнце. Ми-8 взмывает ввысь, и уже через десять минут парашютисты в полете выстроят первые сложные фигуры купольной парашютной акробатики. За ними — вторая группа спортсменов. 


Александр ГЕДРЕВИЧ со своей машиной для картинга

Один из них уже укладывает купола. Подхожу с вопросом: не опасно ли прыгать при таком сильном ветре? Может ведь унести с аэродрома в другую сторону.

Старший инструктор парашютно-десантной подготовки 61-й истребительной авиационной базы, мастер спорта международного класса из «Белорусских ястребов», старший прапорщик Сергей Хлябич (кстати, за 26 лет он совершил более 5 тысяч прыжков) говорит, что ветер не стал помехой. И с улыбкой продолжает:

— Страшнее, если профессионал игнорирует профессиональные «приметы». Например, если купил новые кеды или кроссовки, их перед прыжком нужно обязательно разносить и ни в коем случае в этот день в обновке не прыгать — можно сломать ногу. Еще в авиации нет 13-х бортовых номеров. Эту несчастливую цифру вы не увидите даже на парашютах.

И все четыре колеса

Зрителей пригласили на взлетно-посадочную полосу — выставка техники. Внимание всех приковано к одной из машин с множеством фирменных наклеек. Это БМВ третьей серии с двигателем от «Тойоты Супра» в 550 лошадиных сил, принадлежит дрифтеру из Гродно Дмитрию Нагула. Гонщик участвует в официальных соревнованиях по автомобильному спорту с 2006 года как в Беларуси, так и за ее пределами. 

Рядом «карлик» — машина для картинга. Ее владелец Александр Гедревич родом из Щучина, а учится в Гродненском колледже техники, технологий и дизайна.

— Перед нами самый быстрый кар, — рассказывает о своем болиде кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту (картингу), неоднократный призер международных соревнований. — Шестиступенчатая коробка передач позволяет 50-сильному мотору разогнать машину до 200 километров в час. 

На шоу на своем авто заглянул даже гость из Челябинска. Всех ожидала гонка с самолетом MS-892, который должен посостязаться со своими колесными братьями как на взлете, так и на проходе. В завершение программы выступили бойцы из подразделения спецназа войск Западного оперативного командования, местные артисты и группа «Тяни-Толкай».

Председатель Щучинского райисполкома Сергей Ложечник не сомневается, что проведение этого праздника в райцентре станет традицией: 

— Мы возродили аэродром и сейчас используем это наследие, чтобы воспитывать и развивать в наших детях патриотизм и любовь к небу. В городе проживает много бывших летчиков, которые сегодня пришли, несмотря на погоду. Словом, добрая память об авиации живет в Щучине.

Игорь МАТЕЛЕНОК, «СГ»

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter