В шаге от близорукости

Не зря говорят: у каждой медали — две стороны. Вот и технический прогресс, убыстряя нашу жизнь, насыщая ее удобствами и впечатлениями, заодно и задал работы педиатрам и окулистам...

Не зря говорят: у каждой медали — две стороны. Вот и технический прогресс, убыстряя нашу жизнь, насыщая ее удобствами и впечатлениями, заодно и задал работы педиатрам и окулистам. Еще лет десять назад считалось, что близорукость возникает в начальной школе и прогрессирует у подростков, а теперь, когда малышам чуть ли не с пеленок вручают азбуку, развивающий мультик и диск с компьютерной «игралкой», даже у 5 процентов дошкольников зрение далеко от идеала. В младших классах — уже у 6 — 8 процентов, а к выпускному глаза подводят как минимум каждого третьего. Но зачастую диагноз миопия появляется в детской карточке не вдруг, а сменяя другую запись — спазм аккомодации. Иначе — ложная близорукость. Одних родителей это расслабляет: мол, ложная же! Других — напрягает: все–таки близорукость! Что теперь делать? Куда бежать? Почему не посылают в больницу, а лечат при помощи капель, массажа и гимнастики для глаз? Разобраться «СБ» помогла заведующая офтальмологическим отделением 4–й минской детской клинической больницы, главный внештатный детский офтальмолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Елена Цыганова.


Почему это происходит?


От природы глаз человека имеет способность приспосабливаться к видению на различных расстояниях. И все благодаря цилиарной мышце, регулирующей кривизну хрусталика. Он становится тем выпуклее, чем ближе находится предмет, — чтобы сделать изображение четче (это и есть аккомодация). Как только отпадает необходимость и взгляд направляется вдаль — глаз расслабляет цилиарную мышцу, а хрусталик приобретает плоскую форму. Это в идеале. Но, бывает, напрягать мышцу уже нет нужды, а она все никак не может прийти в норму. Тогда и говорят о спазме аккомодации.


Вообще, спазмы аккомодации разного происхождения. Так называемый транзиторный вызывается медикаментами (допустим, сульфаниламидами), тупой травмой глаза. Спазм неврогенный — более тяжелый случай, лечению иногда поддается с трудом. Ведь здесь пусковой механизм — сбой в центральной нервной системе, где есть участок, ответственный за цилиарную мышцу (причины — травмы головы, ушибы мозга, последствия гриппа, краснухи, ветрянки). А вот для спазма аккомодативного не нужно никаких особых вмешательств извне. Его «запускают», с родительской точки зрения, казалось бы, сущие мелочи, а с точки зрения медиков — каждодневные факторы риска:


Напряженная зрительная работа на близком расстоянии (то есть просмотр телевизора, работа на компьютере, чтение, письмо).


Выполнение домашних заданий в вечернее время, при плохом освещении.


Несоответствие стола и стула росту ребенка, неправильная посадка.


Слишком близкое — менее чем 30 — 35 см — расстояние до рабочего текста.


Нарушение кровообращения в шейном отделе позвоночника.


Гиповитаминоз.


Несоблюдение режима дня (отсутствие элементарных прогулок), недостаток физической активности.


Когда бить тревогу?


Граница между миопией слабой степени и спазмом аккомодации весьма шаткая. Спазм может пройти и вдруг вновь вернуться (увы, рецидивы фиксируются у 30 процентов юных пациентов). А может затянуться больше чем на год, не поддаваться лечению и в результате перейти в истинную близорукость. Вот почему не стоит полагаться исключительно на ежегодные профосмотры. Обязательно разберитесь, если ваш ребенок...


Жалуется на жжение, резь, покраснение глаз, быстро утомляется при работе на близком расстоянии, когда пишет, читает и т.д.


Сетует на головную боль — в височной области, над глазами.


Стал плохо успевать в школе. Дело в том, что при спазме аккомодации и картинка вблизи становится менее четкой, и далекие предметы словно расплываются, двоятся, теряют контрастность. У ребенка постоянный дискомфорт, какая уж тут учеба?


Как проводят грань?


У офтальмологов, чтобы отличить близорукость от спазма аккомодации, есть свои диагностические приемы. Самый простой: приставляют стекло с минусом — и ребенок, до этого путавшийся в таблице, сразу видит лучше. Причем при спазме в один и тот же день острота зрения может колебаться: школьник то 6 строчек в проверочной таблице уверенно читает, то 8.


Некоторые встревоженные родители пытаются контролировать ситуацию сами — распечатывают таблицы, проверяют зрение дома. Но ведь ребенок склонен запоминать буквы, картинки, да и надо соблюдать определенное расстояние, освещение, следить, чтобы он плотно прикрывал глаз рукой (а за этим иной раз и специалисту во время школьного профосмотра не уследить!). Все–таки лучше наблюдаться в поликлинике, причем если проблема есть — раз в три месяца. Очереди к офтальмологу? Можно просто проверить остроту зрения в доврачебном кабинете.


Тренируйте мышцу!


Обычно исходят из такого алгоритма лечения: курс глазных капель, расширяющих зрачок и расслабляющих цилиарную мышцу, на ночь (мезатон, тропикамид и т.п.) — массаж шейного отдела позвоночника — строгое соблюдение гигиены зрения — гимнастика для глаз. Насчет гигиены зрения основные рекомендации известны:


не читать лежа, на боку, во время езды в транспорте;


следить за освещением, рабочее место располагать у окна, причем не заставлять подоконник лишними предметами;


через каждые 30 — 40 минут занятий устраивать 10–минутный отдых;


смотреть телевизор (только в хорошо освещенной комнате!) дошкольнику желательно не дольше 30 минут, младшему школьнику — 1 час, старшекласснику — 2 часа ежедневно.


А что касается гимнастики для глаз, то модной методике Норбекова офтальмологи предпочитают старый добрый комплекс Аветисова — классические упражнения, которые оправдывают себя годами. Последнее время появилась и компьютерная «зарядка» — программа «Релакс», но она тоже лучше работает в руках профессионала. Как бы то ни было, цилиарную мышцу, как и любую другую в нашем организме, можно и нужно тренировать.


Справка «СБ»


По белорусским санитарно–гигиеническим требованиям, первоклассники могут заниматься за компьютером не более 7 — 10 минут, школьники старших классов — по полчаса на двух уроках, студенты — до трех часов.


Цифра «СБ»


Ежегодно у нас нарушения зрения обнаруживают у 28 тысяч детей. Обычно близорукость — удел хорошистов и отличников, стремящихся к высотам через упорный труд. Среди девочек миопия встречается чаще, и именно потому, что они более старательные и лучше успевают.


Гимнастика для улучшения аккомодации


Все упражнения выполняются стоя.


1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2 — 3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед носом на расстоянии 25 — 30 сантиметров. Через 3 — 5 секунд руку опустите. Повторите так 10 — 12 раз.


2. Обоими глазами смотрите 3 — 5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутой перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6 — 8 раз.


3. В течение 3 — 5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3 — 5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое проделайте с другим глазом. Повторите 6 — 8 раз.


4. «Метка на стекле». Находясь в 30 — 35 сантиметрах от окна, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3 — 5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой–либо объект. Смотрите обоими глазами на эту метку 1 — 2 секунды, затем переведите взгляд на намеченный объект на 1 — 2 секунды, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня упражнение выполняется 5 минут, потом — 7.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter