Труд несовместим с риском: почему растет число случаев производственного травматизма

В шаге от беды

На днях в Бресте погиб 25-летний монтажник строительной фирмы. Упал с высоты более 10 метров. От травм скончался на месте. Увы, строительная сфера по-прежнему остается одной из самых травмоопасных, наряду с сельским хозяйством. И, как показывает практика, далеко не все несчастные случаи происходят с пострадавшими, находившимися в подпитии. Более того, по вине алкоголя, говорят в Брестском областном управлении Департамента государственной инспекции труда, в организациях региона в последнее время происходит лишь незначительная часть ЧП. Гораздо больше касается нарушения инструкций по охране труда. Это почти треть происшествий. Опять приходится говорить про пресловутый человеческий фактор.

Леса, с которых упали несколько строителей в Бресте.

Надежда на авось

Виктор Супрунович, начальник областного управления Департамента государственной инспекции труда, листает предварительные результаты проверки по ЧП с гибелью монтажника. Случай роковой:


— На кровле было 12 проемов, где были установлены либо стационарные решетки, либо временные защитные ограждения. Вокруг одного был оборудован стационарный короб высотой 50 сантиметров. Рабочий нес лист гипсокартона и каким-то образом угодил в этот проем. Как так получилось? До сих пор непонятно.

Историй, где беда случилась по вине самого потерпевшего или по не зависящим от нанимателя причинам, много. В прошлом году несчастных случаев с летальным исходом было 23. В этом — 14. Девять происшествий случилось без вины руководства организации или тех, кто должен был контролировать рабочий процесс, в том числе 4 человека погибли в ДТП. Статистика показывает: средний возраст погибших и пострадавших — от 35 до 50 лет. Пик происшествий приходится на разгар рабочего дня и середину недели. Кстати, гибнут и калечатся опытные работники. Как тут не вспомнить известную поговорку о том, что чаще тонут те, кто умеет плавать.

Вторник, 16 сентября, день. Сельхозугодия одного из агропромышленных предприятий Ивацевичского района. Трактор «Амкодор» под управлением 50-летнего тракториста должен перевезти с одного места на другое доильную установку. По ходу движения порвалась сцепка. Животновод принялся заново крепить станцию к трактору. В это время трактор сдает назад и прижимает человека к станции. В результате — смертельное ЧП.

В сентябре в Бресте — еще один несчастный случай. Трое строителей и инженер демонтировали стеклопакеты шахты лифта. Во время работ обрушились строительные леса. Мужчины упали с четырехметровой высоты на тротуар. По данным официального представителя УСК по Брестской области Дмитрия Иванюка, пострадавшие не были пристегнуты предохранительными поясами.

И таких примеров предостаточно. При этом производства, предприятия и организации мониторят с завидной регулярностью. Созданы мобильные рабочие группы. Вместе с работниками управления Департамента инспекции труда выезжают санитарные службы, энергетики, пожарный надзор, МЧС и другие. Окажись проверяющие на стройке, где рабочие не были пристегнуты тросами, травмы бы не было. Но на каждый объект контролера не поставишь. Да и работают там не малые дети. Им опасности известны, но авось, видно, бдительность притупляет. Иначе как объяснить случай с формовщиком на ОАО в Лунинецком районе, который получил травму головы, упав с приступки бетоноукладчика? Каска у него была, но на подбородочный ремень пострадавший ее не застегнул.

Что характерно, продолжает Виктор Супрунович, сегодня средствами защиты обеспечены работники практически всех предприятий региона. Даже не самых успешных. Инструктажи по охране труда тоже проводятся. Правда, не везде на должном уровне. Нарушение с обучением и инструктированием работника и проверкой знаний по вопросам охраны труда, по словам Виктора Супруновича, одно из самых распространенных.

В Ивацевичском районе во время транспортировки доильной установки погиб работник сельхозпредприятия.

Труд во хмелю

Масла в огонь подливает, конечно, алкоголь. Пусть ЧП из-за него происходят намного реже, но «выстреливают» они резонансом. В августе в Пинске крановщик, поднимая поддон с кирпичами, задел стрелой стену, обрушив ее. Под обломками погиб каменщик. Проверка выявила: оба были во хмелю. Причем употребляли еще с вечера, а утром, вероятно, решили добавить. В таких случаях мнения в обществе разделяются. Одни считают, что виноват лишь тот, кто пил спиртное, другие требуют наказать нанимателя и тех, кто был ответственным на объекте. Виктор Супрунович уверяет, что по каждому факту выносится взвешенное решение:

— В любом случае устанавливается: видели потерпевшего или виновника происшествия в состоянии опьянения или нет? Если животновод прихватил с собой на пастбище спиртное. Как его уличить? В первую очередь это его личная ответственность. Но есть и другие случаи. Например, на предприятии в Кобринском районе. Руководитель дал задание работнику выполнить ремонт техники. Тот через 10 минут погиб. В крови — 2 с лишним промилле. Ну конечно, состояние работника было видно. И его должны были отстранить.

Тщательную проверку каждого несчастного случая вместе с сотрудниками управления Департамента инспекции труда проводит и Следственный комитет. Официальный представитель УСК по Брестской области Дмитрий Иванюк раскрывает алгоритм работы:

— В случае получения травм при выполнении каких-либо работ на рабочем месте, а также гибели работника, подразделениями Следственного комитета проводятся доследственные проверки, в ходе которых устанавливаются все обстоятельства происшествия, а также наличие либо отсутствие в действиях должностных лиц того или иного предприятия и самого работника нарушений установленных требований по охране труда. При наличии достаточных оснований следователи возбуждают уголовные дела, в рамках которых проводится полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств произошедшего. Кроме того, следователи изучают причины и условия, которые способствовали происшествию, вносят представления об их устранении и отслеживают их исполнение.

Печальная статистика

К слову, с начала года УСК по Брестской области возбудил 8 уголовных дел по факту травм и гибели на производстве. А работники управления департамента инспекции труда провели 62 выборочные проверки, 15 мониторингов, 95 мероприятий технического характера, 214 обследований организаций. 795 должностных лиц привлечены к административной ответственности должностных и юридических лиц.

В профилактике травматизма активно участвуют и профсоюзы. Не так давно в Бресте в ходе круглого стола, проводившегося по этой теме, председатель Брестского областного объединения профсоюзов Александр Мурашкин озвучил статистику:

— Ежегодно 15 штатных технических инспекторов областных организаций профсоюзов выявляют порядка 8 тысяч нарушений законодательства об охране труда, около 40 тысяч нарушений фиксируют общественные инспекторы охраны труда, которых на предприятиях области более 12 тысяч человек. Это реальный результат работы на упреждение.

Но одними карательными мерами, считает Виктор Супрунович, ситуацию не исправить:

— Мы пережили времена, когда жертв несчастных случаев на предприятиях и производствах было намного больше. Но сегодня очень важен процесс самоконтроля в трудовом коллективе. Возможно, необходимо на уровне организаций внести коллективную ответственность за ЧП. Допустим, в бригаде произошел несчастный случай, который работники могли своевременно предотвратить. Значит, спрос должен быть со всего коллектива. Так же, как и мера поощрения, в том случае, если коллеги проявили бдительность и вовремя предотвратили ЧП в организации. Все эти процессы должны происходить там, внутри трудовых коллективов.

ЯЗЫКОМ  ЦИФР

По данным Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, в январе — октябре в организациях республики смертельные производственные травмы получили 122 человека, в том числе 59 — по вине нанимателя. В момент гибели 17 работников находились в состоянии алкогольного опьянения.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter