«В сей день великий Земля и Небо ликовали»

1025 лет назад, в 988 году, великий князь Киевский Владимир, его родня, дружина, жители столицы Древнерусского государства – Киева — крестились в водах Днепра. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С того времени оно стало государственной религией Киевской Руси…

С берега Днепра 1025 лет назад началось Крещение Руси

1025 лет назад, в 988 году, великий князь Киевский Владимир, его родня, дружина, жители столицы Древнерусского государства – Киева — крестились в водах Днепра. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С того времени оно стало государственной религией Киевской Руси…

Не сотвори кумира...

Если заглянуть в историю, мы увидим, что до принятия христианства на Руси властвовало язычество (буквально «народная вера»). Славяне поклонялись стихиям и верили, что мир вокруг человека населен другими существами. У разных племен культивировались собственные боги. Каждое божество «отвечало» за то или иное событие, природное явление, занятие. Восточные славяне почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им разные жертвы, возводили каменных и деревянных идолов, молились им в священных рощах, сооружали святилища, где проходили религиозные обряды…

Но жизнь не стоит на месте. Эпоха идолов подходила к концу. В X веке в древнерусском обществе произошли серьезные изменения. Тогда возвысилась великокняжеская власть, киевские правители установили военные, торговые, дипломатические интенсивные контакты с соседними государствами. И тут-то язычество и мешало успешному их развитию, поскольку многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старой веры и принятия одной из религий соседей.

Но все же сначала была предпринята попытка преобразовать язычество. И первая религиозная реформа (980 год), проведенная великим Киевским князем Владимиром, провалилась. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен тогда верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве. Но такая реформа серьезных положительных последствий не имела.

Первая христианка

На Руси ею считается великая княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Она приняла христианство около 955 года, что впоследствии, несомненно, повлияло и на выбор веры князем Владимиром. Считается, что Ольга обратилась к христианству самостоятельно, от Бога, поэтому и признана равноапостольной. В крещении она приняла имя Елены — в честь святой Елены, матери Константина Великого, первой царственной христианки в Римской империи, которая нашла и принесла подданным Животворящий Крест Господень.

С Ольгой крестились только ее приближенные. Но этот шаг позволил устранить киевское языческое капище, где лилась человеческая кровь. Крещение Ольги повлияло и на простых подданных. Если уж сменила веру княгиня, то, наверное, не случайно? Число христиан на Руси множилось.

Владимир Красное Солнышко

Несомненно, принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси. А ее крещению предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.

Политические связи скреплялись браками. О Владимире шла по Европе оглушительная слава, и союзы с ним ценились настолько высоко, что христианские монархи с радостью соглашались выдать своих родственниц замуж за язычника. Кроме Рогнеды и вдовы брата, у князя появились новые жены — внучка германского императора Мальфрида, чешка Адель, норвежка Олова, болгарка Милица…

Но история продолжилась. В «Повести временных лет» под годом 6496 (988) говорится, что «князь Владимир осадил Корсунь, взял его и потребовал у византийских соправителей Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну». Цари согласились, но в обмен на крещение князя, и послали вместе с сестрой в Корсунь пресвитеров. В это самое время Владимир «разболелся глазами», но епископ корсунский с приезжими священнослужителями крестили князя, после чего тот исцелился.

Сразу же по возвращении из Крыма Владимир разрушил столичное капище. Идолов изрубили и сожгли, Перуна протащили по улицам и скинули в многоводный Днепр. А чтобы не пристал к берегу, дружинники провожали его до самых порогов. На 1 августа 988 года назначили крещение Киева. Разумеется, не все были готовы превратиться в христиан. Но если уж такой великий властитель, как князь Владимир, обратился к христианскому Богу, может ли он ошибаться?..

У Днепра собрались жители столицы всех возрастов, гости, приезжие. Толпами входили в воду. Вдоль реки стояли священники, совершали таинство крещения, а святой Владимир молился на берегу: «Творец Неба и Земли! Благослови сих новых чад Твоих...» Летопись сообщает: «В сей день великие Земля и Небо ликовали», а также гласит: «С радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». В свете вышеизложенного принятие христианства «князем нашим и боярами» удивления не вызывает. Но насколько миролюбиво утверждалась новая религия на Руси?

Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира — князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке была вызвана приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической автономии.

…Но, несомненно, свергнув идолов, окрестившись сам и крестив киевлян, князь Владимир претворил в жизнь важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно, как получалось, — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась и прокладывала себе путь по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия.

Важно, что Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств, тем самым усилив внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное значение принятия христианства также, несомненно, велико. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, увеличилось число тех, кто владел славянской грамотой и письменностью. Также результатом крещения Руси стало развитие  живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Выбор веры

Интересна история, которую рассказывает летопись о том, как к князю Владимиру приходили послы, когда он выбирал новую веру для своей страны. Одними из первых посетителей стали иудеи. Во время разговора с ними мудрый Владимир, согласно свидетельству летописца, спросил, где их родина. Те ответили ему: «У нас нет родины. За наши грехи Бог нас рассеял». Тогда Владимир ответил иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере Отечества. Беседовал Владимир также и с мусульманами. Удивительно, но вначале ислам прельстил князя возможностью многоженства и обещанием сомнительного «рая», в котором правоверные будто бы услаждаются изобильными благами. Однако, узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произнес знаменитую фразу: «Руси веселие есть пити».

Любопытно, что совсем коротким был разговор Владимира с западными христианами. Он ответил папским посланцам, что его предки веры латинской не принимали. Вероятно, Владимир помнил о том, как при Ольге на Русь прибыл латинский епископ Адальберт, которого киевляне вскоре с негодованием прогнали. Были некоторые данные и о неудачных переговорах с латинянами, которые приходили при Ярополке. Для князя Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой бабки Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков.

В то же время, видимо, Владимир не торопился с выбором веры. Наиболее интересный момент в рассказе преподобного Нестора в летописи — беседа князя с монахом-философом, пришедшим из Византии. Этот миссионер с неизвестным именем показал Владимиру икону Страшного Суда, чем наглядно продемонстрировал судьбу грешников и праведников. После Владимир отправил послов в разные страны. Летопись говорит об ошеломленном состоянии послов Владимира после увиденного богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе.

1000-летие – в Даниловом монастыре

28 июля отмечается День Крещения Руси. Нынче грандиозные торжества пройдут в России, Украине и Беларуси в связи с 1025-летием со времени крещения Руси. А почему все-таки 28 июля? Празднование этой даты связано с днем памяти упомянутого выше святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Между тем официально впервые юбилей события отмечали в Российской империи еще в 1888 году. Центром торжеств тогда стал Киев.

А празднование 1000-летия Крещения Руси носило в СССР внутрицерковный характер. Основные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре. На торжествах присутствовали предстоятели ряда поместных православных церквей.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, выделив его в церковном календаре красным цветом. Собор также обратился к руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры праздником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

И вот памятная дата «День Крещения Руси» законодательно установлена в Российской Федерации 1 июня 2010 года. Как и все памятные даты в России, день Крещения Руси не является выходным. Интересно, что в Украине этот праздник отмечается с 2008 года. Он называется Днем Крещения Киевской Руси — Украины. Вскоре, наверное, эта памятная дата появится и в нашем календаре.

Полоцкая епархия, Туровская...

Между тем Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Согласно данным на июль 2010 года, 82,5 процента верующих принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский Экзархат).

Если заглянуть в историю, то белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси, с небольшим запаздыванием на севере страны, хотя отдельные языческие традиции сохранялись в Полесском регионе очень долго, и в трансформированном виде дошли до наших дней. В 992 году была создана Полоцкая епархия, в 1005-м — Туровская. После монгольского нашествия на Русь окончательно к середине XIV века все белорусские земли вошли в состав Великого Княжества Литовского, значительная часть населения которого была языческой. В XIV—XV веках с перерывами существовала Литовская митрополия, включавшая епархии современной Беларуси.

Но люди земли белорусской из-за разных поворотов истории меняли свою веру. Так, в 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников Великого Княжества Литовского по латинскому обряду. Из-за созданных привилегий католикам некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.

С 1458 года епархии современной Беларуси относились к Киевской митрополии (в унии до 1470 года).

После Люблинской унии 1569 года одновременно с начавшейся активной полонизацией влияние католицизма стало усиливаться.

В 1596 по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой и Рима была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию Греко-католической церкви в Беларуси, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Папе Римскому. Нужно отметить, что значительная часть православного населения и духовенства сопротивлялись насаждению унии.

Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали, по некоторым данным, до 40 процентов населения Беларуси, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого Княжества Литовского 39 процентов населения исповедовали униатство, 38 — были католиками-латинянами, 6,5 — православными и 4 процента — старообрядцами. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы перешли в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными началось укрепление позиций православия…

«БН» — по сообщениям интернет-источников

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter