Зачем продавцы дискредитируют работу отечественного фермера?

В сеть попасть и не пропасть

Сможет ли ассоциация «Белсадпитомник» с заинтересованными инстанциями и частными производителями яблок и ягод оптимизировать продажу их продукции


Глава фермерского хозяйства «Януш» Вадим ЯНУШ и заведующая складом Мирослава СЕНЬКО проверяют сохранность выращенного урожая

КОГДА глава фермерского хозяйства «Януш» Молодечненского района Вадим ЯНУШ однажды в столичном магазине увидел мелкие битые белорусские яблоки, возмутился до глубины души. Такие он отправлял на сок, а здесь выставлены на продажу, да еще по 11—13 тысяч рублей за килограмм. В сердцах фермер посчитал это дискредитацией  отечественного производителя. Тем более что рядом лежали очень красивые внешне польские и голландские фрукты. 

Не выдержав, Вадим Януш обратился к руководству торгового предприятия: мол, откуда такой низкокачественный товар, но вразумительного ответа на свой вопрос так и не получил.

– НАШИ ничуть не хуже импортных, — потом показывал фермер в хранилище аккуратно упакованные яблоки. — Они не уступают им ни по вкусовым качествам, ни по внешнему виду. А главное — дешевле. Не раз предлагал их местной райпотребкооперции — не брали, продавали импортные. 

В его рассуждениях о производстве и реализации яблок, выращивании саженцев, большом желании не отдать отечественный рынок западным производителям прослеживаются не только коммерческие, но и интересы страны. Если завозим яблоки из-за границы, значит, тратим валюту. Хотя сами можем значительно увеличить поставки на отечественный рынок, в том числе развивая и совершенствуя мелкооптовую торговлю по образцу Подмосковья или западноевропейских стран. 

С некоторыми его доводами действительно можно согласиться. В свое время Вадим Януш выращивал около 150 тысяч саженцев яблони, примерно 300 тысяч — ягодных культур. Но со временем специализацию пришлось подкорректировать, сделав ставку на производство ягод и яблок. Раньше саженцы выращивали под заказ. Затем ввели электронные торги, которые не гарантировали их реализацию. Значительно возросла и стоимость апробации, то есть установление своего рода характеристик на посадочный материал. Еще неизвестно было, продашь его или нет, а деньги за апробацию заплати заранее, причем немалые. Правда, потом с подачи ассоциации «Белсадпитомник» оплату подкорректировали. Но электронные торги напрочь перечеркнули наработанную за десятилетие договорную систему продажи саженцев для промышленных садов.

ВАДИМ Януш садоводством занимается 15 лет. Сначала хотел стать военным, намеревался поступать в военное училище. Но когда пришлось определяться окончательно, поверил Горбачеву, который призывал брать землю, развивать сельский бизнес. Так в нем и остался. Об этом не жалеет, тем более что своя ноша, как говорится, не тянет. 

Начинал с 15 гектаров. Развивался нединамично. Чувствовал, для такого бизнеса земли явно недостаточно. Тем более у коллег-садоводов из других регионов было уже по 50—70 и более гектаров. В райисполкоме ответили: свободных участков нет. Словом не сразу и не за один год  при настойчивой поддержке Белсадпитомника все-таки нашлась возможность расширить свои владения до ста гектаров. Причем не только ему, но и другим фермерам района.

В прошлом году он собрал около двухсот тонн товарных яблок, еще около ста тонн отправил на промпереработку. Теперь получил примерно на сто тонн больше.  Как никогда быстро продал по выгодной цене все летние сорта, за которыми приезжали из Москвы, Мурманска, других регионов России. Сад в основном молодой, еще набирает силу. Поэтому три камеры хранилища в этом году заполнены не полностью. Строил его с учетом перспективы — сначала примерно на полтысячи тонн. Потом решил: будет маловато. Намерен расширить еще на 500 тонн. Расчет простой: если не сможет полностью заполнять хранилище, убытка от этого не будет. Пусть лучше останется часть свободного места, чем когда-либо не хватит для хранения, рассуждает фермер. И добавляет:

— Нам по опыту москвичей тоже нужно создавать мелкооптовый заготовительный комбинат. Оттуда по заказу торговых организаций в любое время можно доставить необходимое количество плодов и ягод. Но для этого надо объединяться в организации или группы, чтобы коллективно проталкивать свою продукцию на экспорт и даже на внутренний рынок. Чтобы продавать яблоки дороже, нужно войти в крупные торговые сети. А там свои требования. Видимо, проще им закупать дорогие заморские... А вот если бы такую сеть создать хотя бы в рамках Молодечненского района, то набирается около трех тысяч тонн яблок. А в масштабах области — в разы больше. Но пока каждому приходится действовать отдельно, соглашаться на неприемлемые условия торговли, продолжительную отсрочку платежа, большую скидку и другие требования.

Кстати, руководитель Белсадпитомника Анатолий Коренько не так давно встречался с руководством одной популярной торговой  сети для обсуждения этой проблемы. Там как будто и не против такого сотрудничества,  но многие организационные вопросы требуют решения на более высоком уровне.

Вадим Януш уверен: выращенный в этом году урожай не залежится, спрос будет устойчивым еще не один месяц. К новому году или в январе-феврале, когда начнут иссякать запасы у сельхозпредприятий, они пойдут за милую душу. В том числе и на отечественном рынке. 

– ПЛОДЫ и ягоды в республике выращивают около ста фермерских хозяйств. Шесть из них — в Молодечненском районе. Садоводы ежегодно наращивают производство продукции, полностью закрыли потребность в саженцах. В этом году их выращено более трех миллионов, в том числе два миллиона — в фермерских хозяйствах. Уже несколько лет их не завозим из-за пределов страны, — комментирует вклад фермеров в развитие отрасли генеральный директор ассоциации «Белсадпитомник» Анатолий Коренько. А для убедительности приводит результаты их работы. — В 2010 году, например, они собрали 6,2 тысячи тонн плодов и ягод, в следующем — 6,8 тысячи, потом — 11,8 тысячи, в 2013-м — 13,4 тысячи, в прошлом — 19,6 тысячи и в этом — около 30 тысяч тонн. Все больше средств вкладывают в развитие интенсивного садоводства. 

Успехи фермеров в Белсадпитомнике объясняют просто: каждый из них, включая и Вадима Януша, в одном лице технолог, менеджер, экономист, психолог и дипломат.

zybulko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter