Отец достал из папки некогда подаренный Львом Игнатьевичем оригинал опубликованного в газете снимка. Указывая на строгого майора в центре, произнес:
— Было мне тогда всего-то двадцать девять лет. А пилотам, которым раздаю полетные задания, и того меньше. Но скидку на молодость делать не приходилось, ведь война еще не закончилась. И наши двухместные полотняно-деревянные У-2 зачастую были единственной возможностью доставить в отдаленные районы партийного или советского работника, врача, артиста. В числе важных заданий было и такое: с утра пораньше загружали в заднюю кабину пачки свежих газет и везли в областные и крупные районные центры. В том числе, конечно, и «Советскую Белоруссию».
Возник вопрос, как же отец попал в послевоенный Минск? Оказывается, его судьба сделала очередной замкнутый виток. Ведь здесь же, на минском аэродроме, он встретил войну в должности заместителя, а затем командира авиаотряда. С первого дня по заданиям командования Западного фронта начались полеты гражданских летчиков на невооруженных тихоходных машинах на передовую с офицерами связи для поиска попавших в окружение частей и соединений. О том, насколько опасна и важна была эта работа, свидетельствуют послевоенные воспоминания воевавшего на западном направлении генерал-майора Н. С. Фомина, сделанные по указанию Генерального штаба Советской армии:
«26.06 нужно было передать боевой приказ армиям об отходе их на рубеж р. Щара и далее через Налибокскую пущу. Для доставки шифрованного приказа в каждую армию было отправлено по одному самолету У-2… Результат: все У-2 сбиты…»
Из полуокруженной столицы летчики Минского авиаотряда улетали последними. Впереди была оборона Борисова, Могилева, Смоленска, Вязьмы, Калининский, Брянский фронты — эти рубежи, отмеченные жестокими боями с врагом, о многом скажут ветеранам. Уже в сентябре 1941-го командир отряда за умелую организацию боевой работы был награжден орденом Красного Знамени. А четыре десятка пилотов из Белоруссии, авиационно-технический состав впоследствии образовали костяк прославленного 62-го отдельного Лодзинского авиаполка, первым среди частей и соединений ГВФ удостоенного гвардейского знамени.
Не всем из них суждено было выжить. Не раз был сбит, попадал в критические ситуации и отец. Спасали большой опыт летной работы и такое необходимое на фронте везение. Недавно в выложенных в интернет архивах Минобороны России я нашел представление на орден Отечественной войны I степени, подписанное весной 1944 года маршалом И. С. Коневым:
«Гвардии майор Бибиков имеет общий налет 4085 часов, из них 192 часа ночью. Отлично владеет техникой дневного, ночного и слепого полетов… Лично храбр, дисциплинирован, всегда служит достойным примером для подчиненных…»
Вдруг последовал приказ прибыть в Москву, а затем к новому старому месту службы. Возвращение было тягостным:
— Оккупанты разграбили и уничтожили все, что только было можно. Предвоенный Минск запомнился мне как оживленный цветущий город. А сейчас весь центр лежал в руинах. В окрестных лесах скрывались недобитые гитлеровцы. Одна колонна пыталась пробиться по Лошицкому оврагу, выходящему прямо на летное поле. Ударили наши «катюши», после чего немцы быстро запросили капитуляцию. А ночью налетели немецкие бомбардировщики... Но в сентябре фронт отошел далеко на запад, жизнь стала налаживаться.
Минский аэропорт тогда был важным промежуточным центром на пути из Москвы в Варшаву, а затем и в поверженный Берлин. Здесь случалось немало примечательных встреч, да и просто протекала повседневная жизнь авиационного люда и их семей. Запомнился эпизод, когда в Минске 20 июня 1945 года по пути из Берлина в Москву приземлился Ли-2 со Знаменем Победы на борту. Кажется, к самолету сбежались все, кто был в округе, состоялся стихийный митинг. Поделился воспоминаниями и Лев Игнатьевич, также участник Великой Отечественной. В 1944-м ему был 21 год…
…Со времени встречи автора и участника давнего газетного снимка прошло без малого четыре десятка лет, обоих ветеранов уже, увы, нет с нами.
Но вдруг еще жив кто-то из запечатленных на фотографии? Или кто-то узнает здесь родственника? Возможно, читатели дополнили бы новыми штрихами историю о том, с чего началось возрождение гражданской авиации Беларуси в первые дни после освобождения.
bibikov@sb.by