«В седле Маша начала... говорить»

ДВАДЦАТИТРЕХЛЕТНЯЯ Ульяна на первый взгляд ничем не выделяется среди других наездниц. Разве что лошадь поспокойнее да скорость поменьше. Но инструктор Ксения Толмачева знает: каждое занятие — настоящий подвиг для девушки и ее мамы, которая привозит дочку в конный манеж деревни Городок Могилевского района из областного центра. И обе верят, что «живой тренажер» по имени Жорик поможет если не избавиться от тяжелого диагноза, то хотя бы облегчит состояние Ульяны.

В Могилевском центре олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью детей ставят на ноги с помощью иппотерапии.

ДВАДЦАТИТРЕХЛЕТНЯЯ Ульяна на первый взгляд ничем не выделяется среди других наездниц. Разве что лошадь поспокойнее да скорость поменьше. Но инструктор Ксения Толмачева знает: каждое занятие — настоящий подвиг для девушки и ее мамы, которая привозит дочку в конный манеж деревни Городок Могилевского района из областного центра. И обе верят, что «живой тренажер» по имени Жорик поможет если не избавиться от тяжелого диагноза, то хотя бы облегчит состояние Ульяны.

Сегодня таких пациентов у Ксении — больше десятка. А всего за три года через руки инструктора по иппотерапии прошли почти полторы сотни детей. Многих Толмачева в буквальном смысле слова поставила на ноги.

— Самому младшему из детей — немногим больше годика. Старшему исполнилось двадцать восемь, — поделилась Ксения. — У каждого — своя история болезни, свой режим тренировок и свои результаты.

Например,  родители  трехлетней  Маши,  у  которой  были   проблемы с координацией движения, побывали не  у  одного  врача,  пока  заведующий отделением  реабилитации  Могилевской  детской  поликлиники № 3 Виктор Потапов не порекомендовал сеансы иппотерапии. Уроки верховой езды ребенку пошли на пользу: малышка стала лучше ходить, больше говорить и просто радоваться жизни.

А годовалый минчанин Мишка в начале лечебного курса даже сидеть не мог. Чтобы помочь мальчику, родители на время из столицы в Могилев перебрались, и вместе с инструктором начали регулярные тренировки. В первое время парнишку просто укладывали на спину лошади! А в промежутках между занятиями возили на массаж и в бассейн. И через год Мишка хоть с поддержкой, но все же начал ходить! Сейчас у мальчика перерыв в занятиях, потом тренировки будут продолжены.

— Несмотря на большие возможности, иппотерапию все же чудом не назовешь. В первую очередь это — очень тяжелый труд, — считает Ксения. — Результат может наступить и на 20-м, и на 50-м занятии. Нередко продвигаться приходится маленькими шажками, и, к сожалению, не всем хватает терпения и веры. А некоторые просто идут на поводу у детей, которые капризничают, жалуются на трудности.

Для себя Толмачева, медик по образованию, открыла иппотерапию более десяти лет назад. Говорит, очень хотелось помочь друзьям, у которых родился больной ребенок. Чтобы досконально изучить новое дело, записалась на курсы к президенту Белорусского общественного объединения верховой езды и иппотерапии Валентине Виноградовой. После чего решила организовать собственную лечебную школу в Могилеве. Поначалу работала на базе агроусадьбы «В Гаях» недалеко от областного центра. А когда в 2007-м в Городке был построен крытый манеж, предложила руководителю областного Центра олимпийского резерва по конному спорту Виктору Телепушкину проводить здесь еще и сеансы иппотерапии. Директор идею инструктора принял.

Правда, лошадь подобрали не сразу. Некоторые не смогли сдать экзамен на «лечебную деятельность». «Дети ведь на них должны не просто кататься: они делают спортивные упражнения, растяжки, могут дернуть лошадь за гриву, ущипнуть, мячиком в нее запустить или громко крикнуть», — рассказала Ксения.

Кряжистый Жорик — представитель белорусской упряжной породы — это испытание выдержал. И с удивительным спокойствием катает всадников, диагноз которых порой звучит как приговор: ДЦП, аутизм. Доктора — а попасть на сеансы можно только по их направлению — прописывают иппотерапию пациентам с психоневрологическими заболеваниями, плохой осанкой, а также тем, кто перенес инсульт. «Это ведь, — уточнила Толмачева, — одна из форм лечебной физкультуры. С той лишь разницей, что тренажер здесь живой — лошадь. Человек, чтобы не упасть, инстинктивно старается сохранить равновесие, таким образом активизируя и здоровые, и пораженные мышцы. Кроме того, дети не только любят кататься верхом, но и гладить лошадей, кормить их. Такое общение с животными тоже лечит».

Зная, что Жорик — сластена, маленькие пациенты всякий раз стараются захватить для него какой-нибудь гостинец: кусочек сахара, яблоко, морковку, сухарик. В друзьях у него  не только больные детки Могилевщины. На сеансы Ксении Толмачевой привозят ребят из других городов Беларуси и даже России. Каждую «высоту», взятую своими пациентами, инструктор воспринимает как личную победу. Но самым большим своим достижением считает успехи одной из воспитанниц — тринадцатилетней Даши Хроменковой.

— Минувшим летом она участвовала в республиканских соревнованиях по конному спорту в категории «выездка для детей и подростков с особенностями развития». Все зависело только от силы воли девочки: выступать Даше пришлось на чужой лошади. И ведь справилась: кубок теперь наш! — с гордостью отметила Ксения.

Светлана МАРКОВА, «БН»

НА СНИМКЕ: инструктор Ксения ТОЛМАЧЕВА вместе с «живым тренажером» Жориком поставила на ноги многих детей.

Фото из архива Ксении ТОЛМАЧЕВОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter