В русле государственной политики

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды подвело итоги работы за 2007 год и поставило задачи на год нынешнийИтоговому заседанию коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды мы посвятили на этой неделе специальный выпуск “ЭкоСреды”. Тем не менее хотелось бы добавить еще некоторые штрихи к “портрету” работы в прошлом году главного природоохранного ведомства, хотя рассказать в подробностях обо всем, что говорилось на четырехчасовом заседании, довольно сложно. По традиции с докладом выступил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий ХОРУЖИК.

— Исходя из общей оценки социально-экономической ситуации в Беларуси и учета тенденций развития других стран, определяются цели и задачи, основные направления и приоритеты проводимой экологической политики — отметил министр. — В современных условиях рациональное природопользование и охрана окружающей среды все больше принимают политический характер и существенно влияют на выполнение задач, определенных Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь. Поэтому работа нашего министерства нацелена на выполнение двух ключевых задач, тесно взаимосвязанных между собой. Первая — максимальное обеспечение собственными сырьевыми ресурсами динамично развивающейся экономики страны с минимальным воздействием при этом на окружающую среду. Вторая — обеспечение экологической безопасности населения.
По словам Леонтия Хоружика, устойчивое развитие экономики Республики Беларусь невозможно без сбалансированного использования минерально-сырьевых ресурсов, которые являются основой материального роста населения и национальной безопасности. Высокая степень зависимости важнейших отраслей народнохозяйственного комплекса от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на общее состояние экономики страны. Поэтому наращивание использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенное вытеснение импортируемых сырьевых материалов становится важнейшей задачей, стоящей перед министерством.
С целью систематизации научных исследований в области изучения и освоения недр, решением главы государства в подчинение Минприроды переданы Институт геохимии и геофизики Национальной Академии наук, РУП “БЕЛГЕО” и РУП “Космоаэрогеология”, а также создано Республиканское унитарное предприятие “Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт”. Особое внимание было уделено вопросам привлечения инвестиций в разработку разведанных месторождений полезных ископаемых.
Успешно реализуется задача создания собственной железорудной базы для металлургической промышленности. В ходе детальной разведки Околовского месторождения железистых кварцитов и проведенных технологических исследований руд, сделано заключение о возможности получения из них магнетитовых концентратов, пригодных для переработки на Белорусском металлургическом заводе.
В 2008 году увеличены объемы геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы страны. В частности, получен прирост запасов около 4,5 миллиона кубометров строительного песка и 3,5 миллиона кубометров песчано-гравийной смеси, что больше плана соответственно на 10 и 16 процентов. Установлены месторождения минерально-сырьевых ресурсов, которые в ближайшем будущем обеспечат дополнительный прирост запасов мела в объеме 200 миллионов тонн, глин — 50 миллионов тонн и строительного камня, который позволит нарастить мощности по производству щебня до 1 миллиона кубометров в год.
— Самый главный результат 2007 года — это то, что нам удалось обеспечить возрастающие потребности в минерально-сырьевых ресурсах предприятий строительной индустрии и заложить основу для привлечения инвестиций в страну, — подчеркнул Леонтий Хоружик. — Однако мы прекрасно понимаем, что для повышения эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов сегодня в первую очередь необходимы разработка и внедрение прогрессивных технологий добычи и использования минерального сырья. В частности, необходимо разработать технологии добычи и комплексной переработки пока нетрадиционных для республики видов полезных ископаемых — бурых углей, горючих сланцев, железных руд, фосфоритов и карналлитов. А учитывая все возрастающий интерес иностранных инвесторов к белорусским минерально-сырьевым ресурсам, следует провести стоимостную оценку разведанных месторождений полезных ископаемых и отдельных участков недр.
Обеспечение экологической безопасности страны достигается за счет рачительного использования природных ресурсов и их воспроизводства, а также улучшения экологической обстановки, посредством снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду.
— Четкую налаженность нашей системы аналитического контроля подтверждает и заключение международных экспертов, — отметил Леонтий Хоружик. — Цитирую: “Из всех стран СНГ прогресс в определении приоритетов мониторинга характерен только для Беларуси”. Вместе с тем растущие информационные потребности народнохозяйственного комплекса по управлению охраной окружающей среды ставят перед системой мониторинга и аналитического контроля новые задачи. Нам необходимо продолжить создание оптимальной сети наблюдений, активно внедрять автоматические станции мониторинга, переходить на современные методологии получения, обработки и представления информации, обеспечивающие надежное качество проводимых аналитических измерений. Требует развития система локального мониторинга. Государственная политика в области охраны окружающей среды, ориентированная на обеспечение устойчивого развития страны, требует от нас наряду с получением достоверной информации о состоянии важнейших природных компонентов принятия не менее эффективных мер по недопущению загрязнения воздуха, водных объектов, земельных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. В целом в 2007 году выполнено более 400 мероприятий по снижению отрицательного воздействия на атмосферный воздух, что позволило сократить выброс загрязняющих веществ на 17,2 тысячи тонн.
Многие положительные результаты в улучшении состояния окружающей среды стали возможными именно благодаря экономическим инструментам экологической политики государства и созданному фонду охраны природы. Как подчеркнул министр, необходимо пересмотреть, систематизировать и привести к общему знаменателю экономические механизмы природопользования, что должно обеспечить переход на более гарантированную, самоинициативную охрану окружающей среды и внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях. Для этого, в частности, предстоит упорядочить нормативную правовую базу, создать исчерпывающий банк данных природоохранного законодательства, разработать полный пакет методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде и подготовить целый ряд нормативных документов по исполнению Кодекса о недрах, Водного кодекса и ряда других законов.
Немало сделано и по другим направлениям, за которые отвечает Минприроды. В 2008 году будет продолжена работа по комплексному и эффективному вовлечению в экономику страны собственных природных ресурсов. Перед Минприроды стоит задача обеспечить внедрение перспективных инновационных научно-технических разработок в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
 — Нам следует, используя опыт зарубежных стран, установить конкретные целевые показатели снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду, планомерно и последовательно добиваться их достижения, — сказал Леонтий Хоружик. — Необходимо больше проявлять инициативы и организованности в осуществлении взаимодействия с исполнительными комитетами, правоохранительными органами и другими надзорными службами по обеспечению надлежащего контроля за исполнением законодательства, а также оперативному реагированию на экологические чрезвычайные ситуации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter