В русле финансовых потоков

Сентябрь стал месяцем нетривиальных решений, цель которых — помочь продажам белорусских товаров на внешних рынках... Мнения: оглядываясь на сентябрь

Сентябрь стал месяцем нетривиальных решений, цель которых — помочь продажам белорусских товаров на внешних рынках. Серьезные льготы для работы на экспорт получили предприниматели. Создается национальная лизинговая компания. Из бюджета будут компенсироваться льготные ставки по кредитам иностранных банков под закупки зарубежными предприятиями нашей продукции. Этот набор инструментов не просто нов. По большому счету, он иллюстрирует изменения в самой логике государственной поддержки своего производителя. Понимании ее сути и целей.


Ведь как было раньше? Арсенал методов помощи предприятиям существовал небогатый. По крайней мере, если судить по практике их применения. Реструктуризация задолженности, отсрочка ее погашения, налоговые льготы, бюджетные ссуды, кредиты под щадящий процент. Пожалуй, и все. Это блюдо исключительно для местного потребления. Готовилось под каждый завод или фабрику отдельно. И если говорить о его стимулирующем эффекте, то он был направлен в первую очередь на рост объемов производства.


Сегодня акценты все чаще расставляются иначе. Многие экономисты советуют отказаться от валовых показателей как основных индикаторов качества работы экономики. Рост производства важен, но лишь в том случае, если он подкреплен адекватным уровнем продаж. Складские запасы — тому очевидное подтверждение. И единичные преференциальные пилюли каждому отдельно взятому предприятию здесь уже не помогут. Нужна более широкая система, стимулирующая не производителя, а потребителя. И, пожалуй, впервые она создается с ориентацией на потенциальных покупателей за рубежом.


Разумеется, не от хорошей жизни родилась идея компенсировать иностранным банкам льготные кредитные ставки. На наших машиностроителей до сих пор не распространяется действующая в России система преференций. Хотя договоренность об этом есть. Российской стороной не принято и решение по нашей инициативе о взаимном льготировании поставок продукции по госзаказу. Что ж, в этой ситуации приходится действовать самостоятельно. И компенсация кредитных ставок — шаг логичный. Но может ли это направление обрести еще большую эффективность?


Вопрос можно поставить и так: могут ли белорусские банки напрямую кредитовать зарубежных потребителей нашей продукции? В Нацбанке говорят, что никаких запретов на этот счет нет. В коммерческих банках с этим соглашаются, но уточняют: условия подобных операций таковы, что в резервы за редким исключением необходимо направлять 100 процентов средств от суммы кредита. На такие издержки вряд ли кто–то пойдет. Кроме того, банкиры обращают внимание на сложности в оценке рисков таких операций и в создании действенной системы обеспечения возврата средств. Хотя в идеале подобные операции выглядят весьма симпатично. И вот почему.


Как зачастую строятся модели межгосударственного кредитования? Средства заемщику в большинстве случаев выделяются под конкретные проекты с участием кредитующей стороны. Упрощенно схема действует так. Стороне А необходимы средства на закупку товаров, производимых стороной Б. Вторая выделяет на это финансы, которые сразу же возвращаются в экономику в качестве оплаты товара. Выигрывает его производитель, получивший живые деньги. Выигрывает и кредитор, поскольку в течение какого–то времени, помимо возврата основного долга, будет получать еще и проценты. Вторая сторона тоже получает необходимую продукцию, но при этом становится должником.


Попробуем смоделировать такую конструкцию применительно к нашим реалиям. Например, условный колхоз в Брянской области решил купить пять гомельских комбайнов. Если сделку профинансирует белорусский банк, выделенные им деньги вернутся сразу же в нашу экономику. «Гомсельмаш» продаст технику и пополнит «оборотку». Колхоз получит необходимые машины и в течение определенного времени будет рассчитываться с банком, обеспечивая доходность и его работы. Очевидно, такая схема выглядит более выгодно, чем стимулирование аналогичной операции с участием иностранного финансиста.


Повторюсь, это идеальная конструкция. Как сделать ее работоспособной — отдельный вопрос. Возможно, ответ на него можно найти на уровне региональных контактов, когда подобные операции будут совершаться под гарантии местных властей. Это детали, над которыми имеет смысл поразмышлять. Ведь удалось же найти на сегодня оптимальный вариант участия зарубежных банков в необходимых нашему производителю торговых операциях. Получилась хорошая схема, которая может стать еще более выгодной в развитии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter