Когда сердце то замирает, то начинает бешено биться, становится тяжело дышать, романтики говорят, что это любовь. Кардиологи видят в этом признаки аритмии. И настоятельно рекомендуют ее лечить: помогают медикаменты, электрокардиостимулятор или радиочастотная аблация. Эта малоинвазивная методика не нова, однако, заменив некоторые хирургические операции на открытом сердце, считается признанной альтернативой лекарственной терапии. А иногда и единственной.
РНПЦ «Кардиология». В операционной — 36-летний минчанин Сергей с диагнозом фибрилляция предсердий. Проще говоря, у него нарушен ритм сердца. Пациент под местной анестезией, поэтому спокойно со мной разговаривает. «На здоровье до этого не жаловался. Но однажды ехал в автобусе и чуть в обморок не упал. Такое чувство, что сердце остановилось. Я бегом к врачу. Оказалось, у меня мерцательная аритмия. Получается, что могу умереть в любой момент. Забыл про сон, про отдых, отказался от занятий в спортзале. Сидел и ждал, когда случится новый приступ. И так почти два года. Потом понял: это не жизнь. И решился «прижечь» аритмию. Врачи сказали: самым сложным будет после операции пролежать на спине 6 часов, не сгибая ноги в коленях».
Пока разговариваем, операция идет полным ходом. Кардиограмма, давление, ритм сердечных сокращений, частота дыхания — все отражается на мониторе в операционной. За состоянием пациента следят и анестезиолог, и электрофизиолог в пультовой. Прокол кожи — и через бедренную вену больного с помощью специальных трубок вводят электроды в полость сердца. Прежде чем «прижечь» аритмию, нужно отыскать ее зоны. Для этого вначале проводят электрофизиологическое исследование сердца (ЭФИ) и специальные тесты на провоцирование аритмий с помощью электрических импульсов, подаваемых непосредственно в сердце. Пациенту можно не беспокоиться. Врач полностью контролирует сердцебиение, вызывая приступ тахикардии или прекращая его во время поиска аритмогенных зон. И вот этот участок найден. Три часа (а операция может длиться до пяти) — и ритм сердца восстановлен. Можно вздохнуть спокойно: пациент через сутки уйдет домой, если не будет осложнений.
Потом 2—3 месяца приема специальных препаратов, и человек на долгие годы забудет о болезни: ритм удастся восстановить. И все же аритмия может вернуться. При фибрилляции предсердий шансы — 50 на 50. Есть ли тогда смысл делать операцию? Есть. Если не лечить аритмию, то рано или поздно сердце, неравномерно работая, утрачивает свою насосную функцию. И увеличивается риск инсульта или сердечной недостаточности. Основной «поставщик» мерцательной аритмии — все, что изнашивает ткань миокарда: гипертония, избыточный вес, сахарный диабет.
Правда, радиочастотная аблация, так называется это вмешательство, показана не всем пациентам с фибрилляцией предсердий, объясняет Дмитрий Гончарик, ведущий научный сотрудник лаборатории нарушений сердечного ритма РНПЦ «Кардиология». Довольно часто источники аритмии локализуются в специфических местах, например, в легочных венах. И вычислить их во время операции довольно сложно. Также вряд ли поможет прижигание сердечной мышцы пациенту, который 20 лет не лечил гипертонию. Сердце у такого человека — как подточенное молью одеяло. Ткань органа истончается, и велик риск ее прожечь. Если по ней пройтись, как утюгом, она просто перестанет сокращаться. Прежде чем предложить пациенту операцию, необходимо найти баланс между воздействием на сердце и потенциальными осложнениями, уверен Дмитрий Гончарик.
Идеальный пациент для радиочастотной аблации тот, у кого, кроме нарушений ритма, нет других заболеваний сердца. Хотя это большая редкость. Фибрилляция предсердий, или по-другому мерцательная аритмия, — удел пожилых. Она есть у каждого пятого человека, разменявшего девятый десяток лет. Понятно: в таком возрасте здоровье уже не то. К слову, до 80-х годов прошлого столетия с аритмией кардиохирурги боролись по-другому. Вскрывали грудную клетку, искали источник на работающем сердце во время большой открытой операции. Подобные вмешательства проводились нечасто из-за их «кровавости» и длительности. Да и не все источники аритмии можно было найти. Современные же малоинвазивные технологии с этим успешно справляются.
В течение года в РНПЦ «Кардиология» оперируют около сотни пациентов с фибрилляцией предсердий и до пяти¬-сот — с другими формами аритмии. Необходимое оборудование для лечения нарушений ритма сердца есть в Минской, Гродненской, Витебской и Гомельской областях. Но даже этого, по словам Дмитрия Гончарика, недостаточно, чтобы помочь всем нуждающимся. За последние несколько лет аритмия устранена более чем у 2 тысяч человек. Хотя каждый год регистрируется 2—3 тысячи человек со сбоем ритма сердца. В радиочастотной аблации нуждаются как минимум 10—15 процентов из них. И за долгие годы отсутствия эффективного лечения таких людей собралось немало. Проблема есть. Она будет решена, по мнению специалистов, лет через 5—7. Когда интервенционная кардиология придет во все регионы страны. Тогда пациент с нарушенным ритмом сердца сможет восстановить его сразу после выявления заболевания, а не ждать, пока оно перерастет в хроническое. Ведь для многих это краеугольный вопрос качества жизни.
--------------------------------------
В тему
Более 13 % минчан страдают хронической сердечной недостаточностью (ХСН). Чаще всего болеют люди в возрасте от 60 до 74 лет. Реальных же цифр о распространенности сердечной недостаточности в стране точно никто не знает. Есть статистические данные о количестве пациентов с хронической ишемической болезнью сердца, с миокардитом, а данных об итоге этих болезней — сердечной недостаточности — нет.
Изменить ситуацию, уверен директор РНПЦ «Кардиология» Александр Мрочек, поможет вхождение белорусских специалистов в Ассоциацию сердечной недостаточности Европейского общества кардиологов. Договоренность о членстве нашей страны в этом сообществе уже достигнута.
Хроническую сердечную недостаточность у нас лечат на любой ее стадии. Для этого в РНПЦ «Кардиология» используются все современные методы, начиная с медикаментозной коррекции, мини-инвазивных вмешательств, имплантации кардиостимуляторов, хирургической коррекции и заканчивая трансплантацией сердца.
---------------------------------------
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ