В ритме хорошего кино

Актер Иван Мацкевич — одно из самых узнаваемых лиц Национального академического театра им. М.Горького...
Актер Иван Мацкевич — одно из самых узнаваемых лиц Национального академического театра им. М.Горького. Многие снимались в кино, но мало кто может похвастаться такой насыщенной жизнью в хорошем кино. Среди работ Мацкевича: «Возьму твою боль» Михаила Пташука, «Люди на болоте» Виктора Турова, «Сказка о Звездном мальчике» Леонида Нечаева, «Сын за отца» Николая Еременко–младшего. Его так и тянет назвать баловнем судьбы. Когда рушился прокат и у многих опускались руки, Иван Иванович по воле случая снимался у самого Алексея Германа в картине «Хрусталев, машину!», правда, провалившейся на Каннском кинофестивале в 1998 году. За что, кстати, лично у режиссера просил прощения директор фестиваля Жиль Жакоб, назвав «Хрусталева...» величайшим фильмом своего времени.

Приятно, что, отметив в апреле свое 60–летие, Мацкевич по–прежнему в седле. Среди его последних работ — боевик «Майор Ветров», драма «Враги», историческая сага Владимира Хотиненко «1612»...

— Иван Иванович, позволите вопрос не совсем праздничный? Ушли Ульянов, Лавров... А кто идет им на смену? Создается ощущение, что мужская актерская порода как–то мельчает.

— По–моему, сейчас все зависит от темы, от героев, которых приходится играть. Они сами по себе, на мой взгляд, не очень крупные личности. Сейчас другая жизнь, другие ценности. Время–то хорошее, но крен не в человечность, а в недоверие, претензии. Может быть, они и имеют право на существование, но не в таком виде их нужно предъявлять друг другу. Хорошо, что сегодня есть возможность заработать и никто этому не препятствует. Деньги позволяют быть спокойным за семью, за себя. Можно работать, не отвлекаясь. Но есть какая–то нервозность, напряженность. Может, поэтому публика хочет больше комедий, приходит отдохнуть в театр и не напрягаться?

— На ваш взгляд, что получило больший зрительский резонанс — «Мой друг Иван Лапшин» или «Хрусталев, машину!»?

— Конечно, «Лапшин». Тема репрессий разыгрывалась уже много раз и до «Хрусталева...». Это прекрасный фильм, но он не сработал, потому что вышел поздновато. А «Лапшин» вышел вовремя.

— Это правда, что на площадке Герман — абсолютный диктатор?

— Режиссеры вообще почти все диктаторы. И Герман — не исключение. Но он добивается результата от актеров, от оператора, художника — от всей съемочной группы. Я вообще не думал, что мне посчастливится с ним работать. Ему нужен был двойник главного героя, которого играл Юрий Цурило. (Наиболее известная работа Цурило сегодня — главная роль в сериале «Казус Кукоцкого». — Авт.) Такого цыганистого типа мужик, два метра ростом... Нужно было, чтобы, когда он уходит из кадра, оставался двойник и никто ничего не понимал.

— А сама тема для вас была интересна?

— Когда из невиновного человека делают козла отпущения — это всегда драматично. И интересно.

— Фильм в свое время вызвал много противоречивых оценок. А для вас важно разделять, кроме художественной, еще и гражданскую позицию с режиссером?

— В театре — да. Важно, потому что мы много и подробно разбираем материал. В кино на это часто просто нет времени. Но если зритель ничего не выносит из моей серьезной роли, я рассматриваю это как собственную неудачу. Гражданская позиция должна быть во всем.

— А какие эмоции остались после вашего юбилейного бенефиса в театре?

— Это было приятно — такое внимание. Конечно, во время юбилея любой спектакль играют трепетнее, думают о том, как не подвести партнера, ради которого этот спектакль играется.

— Больше всего мне нравится ваша роль Вукола в «Чудаках»...

— Мне вообще Горький нравится! Я его много играл: Нила в «Мещанах», Черкуна в «Варварах», Ваську Пепла в спектакле «На дне». И роль в «Чудаках». Там есть что сказать, о чем подумать. В этом прелесть классики — она остается современной.

— Сегодня вы часто ходите на кастинги?

— Постоянно! Без кино плоховато. Кино — это какое–то движение. Ты становишься гибким, быстро соображаешь. Этот ритм очень приятен.

— Кроме всего прочего, вы работали с российским режиссером Андреем Кавуном над сериалом «Курсанты». Вам вообще комфортно работается с нынешним поколением «сериальных» актеров, режиссеров?

— Они молодцы, очень стараются. У них, естественно, свой взгляд современный на жизнь и ситуацию. Кроме «Курсантов», я работал с Кавуном в проекте «Ваша честь». Он, правда, не прошел по нашим телеканалам. Есть, конечно, сейчас некая гонка. Конвейерное производство немного мешает, но что поделаешь, время такое. Мы здесь ничего сделать не можем, мы — зависимые люди.

— Вы когда–нибудь задумывались, что, кроме актерства, можно заняться чем–то другим?

— Иногда думаю. Но чем другим? Вот я хотел стать моряком. Подал заявление и уже должен был ехать в морское училище, но заболел актерством. И если посмотреть на мою творческую судьбу, то все сложилось нормально: удалось что–то сделать достойное. Мне не стыдно за свою работу ни в театре, ни в кино. Какой классный фильм Турова «Люди на болоте»! Я играл там небольшую роль. А у Михаила Пташука я вообще в каждом фильме снимался. Когда он взял меня на роль Шишки в фильм «Возьму твою боль», там нужно было играть и молодого, и старика, а мне было всего 33 года. Причем моей женой по сценарию была Стефания Станюта. Мне сделали очень хороший грим, но без Михаила Николаевича ничего бы не получилось. В его последнем проекте «В июне 41–го...» я вообще играл на английском языке. Мне позвонили накануне и дали восемь страниц печатного текста. Английский я никогда не изучал, но Миша сказал: «Это твои проблемы».

И всегда в моей работе меня поддерживает моя семья. Мой самый главный критик — жена, и все я делаю только для своей семьи.

— Иван Иванович, благодарю за беседу. Будем ждать от вас новых работ в театре и кино.

— А я через вашу газету хотел бы поздравить ветеранов с прошедшим праздником — Днем Победы, сказать им огромное спасибо, пожелать здоровья, счастья, благополучия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter