В ритме «экшн»

Современные дети не читают, а работают с книгой. Почему?
Современные дети не читают, а работают с книгой. Почему?

Подход нынешних тинейджеров к выбору литературы некоторые библиотекари называют страшным словом «деградация». Не сказать, что современные недоросли совсем не читают книг. Просто приоритеты у них иные, нежели лет 10 — 20 назад. Они чураются произведений классиков, предпочитая современные книжонки, не требующие осмысления. Особый страх вызывают толстые книги — та же «Война и мир» или «Трывожнае шчасце». Уговорить подростка взяться за чтение романа в несколько сот страниц почти невозможно. Но... не вините ребят в лености.

— Для многих старшеклассников главное — подготовка к тестам, зубрежка физики, химии, математики. На гуманитарные предметы времени просто не хватает, — считает библиотекарь минской СШ N 137 Татьяна Славошевич. — Неудивительно, что чаще всего просят книги по школьной программе в сокращенном варианте.

Таких в фондах школьных библиотек немного. Хранительницам книжных стеллажей редко удается уговорить школьника прочитать целиком роман Достоевского или Горького. Порой ребята возвращают книги, не осилив и половины. А что делать, когда приходится выбирать: выполнить домашнее задание по математике или прочесть главу «Войны и мира»?

Листаю школьные формуляры. Третьеклассникам нравится Носов, в 5 — 6–м классах предпочитают Паустовского, Пришвина, десятиклассники берут Белинского (критические статьи на произведения Гоголя, Лермонтова), у некоторых записаны «Мастер и Маргарита», «Петр 1». Почти в каждом школьном формуляре — белорусские классики: Купала, Колас, Мавр. Понятное дело, школьная программа... А вот в городской детской библиотеке приоритеты другие. Бестселлер — последнее издание книги о Гарри Поттере. Ее выдают в качестве вознаграждения самым активным читателям, очередь расписана на несколько месяцев вперед. Между тем сами сотрудники библиотек признаются: книга эта из тех, что вообще лучше не читать, а феномен ее популярности объясняют модой — мол, не прочитавший последнюю часть Гарри Поттера сегодня все равно что не вступивший в пионеры в советские времена.

— У детей изменился сам подход к чтению, оно стало деловито–поверхностным, — считает заведующая 10–й детской библиотекой Минска Татьяна Швед. — Достаточно понаблюдать за ребенком в читальном зале, чтобы понять: он не читает книгу, а выбирает — даже из классики! — нужную информацию. Или вот четвероклассник приносит список литературы на лето, а там среди десятков книг... «Всадник без головы». Разве может ее осилить 10–летний ребенок? Порой складывается впечатление, что у детей хотят отбить всякую охоту к чтению, заставляя читать огромное количество литературы, но не оставляя времени на ее переваривание.

В прошлом году среди читателей 10–й детской библиотеки провели опрос на тему, какой они видят библиотеку будущего. Спрашивали и какого чтива детям нынче недостает. Ответом стали огромные перечни... журналов типа «COOL», «OOPS», «НЕОН», «Анна» и т.д. Их в детских библиотеках полно, они нарасхват, равно как комиксы и книги из серий «Детский детектив», «Твой детектив» да «Любовные романы для девочек».

Так наши дети и растут, стараясь попасть в бешеный ритм, не сопереживая книжным героям, не мучаясь, осмысливая драматические сюжеты великих классиков. Но так ли важно дать ученику максимум информации? Или все же важнее воспитать нравственность, научить различать добро и зло — простым, казалось бы, вещам... Гонясь за интеллектом, не теряем ли мы нечто большее?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter