В режиме конструктивного диалога

Заседание союзного Совмина состоялось в непростой ситуации, сложившейся в российско-белорусских экономических отношениях. Но оно показало, что обе стороны могут успешно решать возникающие проблемы. Причем к взаимной, а не к односторонней выгоде. Многие аналитики, в том числе российские, предрекали непреодолимые противоречия в союзной экономике, которые приведут к самоликвидации союзного экономического пространства. Но, похоже, вожделенные сенсации не состоятся. И прежде всего потому, что, как отметили премьер-министры России и Беларуси Михаил Фрадков и Сергей Сидорский, вековое единство обеих стран и сегодня отражается не только в их экономике, но и в истории, культуре, да и в самой географии двух государств. Именно такое понимание сути российско-белорусских отношений определяло атмосферу работы союзного Совмина. Поэтому и удалось решить многие вопросы.

Главные результаты заседания Совета министров Союза таковы. Россия и Беларусь подписали соглашение о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух стран. Оно является аналогом европейского соглашения о транзите. Теперь белорусские таможенные органы будут признавать оформленные в России таможенные документы и финансовые гарантии. Аналогичные белорусские документы будет признавать российская Федеральная таможенная служба. 
По экспертным оценкам, длительное отсутствие таких договоренностей приводило к тому, что объемы взаимной торговли каждый год оказывались – подчеркнем, со времени провозглашения Союзного государства в 1996-м – на четверть, а то и на треть меньшими, чем могли бы быть. Но именно  с взаимного  признания таможенных документов начиналось создание первых европейских таможенно-экономических союзов – между Францией и Монако в 1919 году, Швейцарией и Лихтенштейном в 1921-м и странами  Бенилюкса – в 1944-м.
Будут увеличены  союзные финансовые ресурсы: долевые взносы России и Беларуси в бюджет Союзного государства в следующем году планируется увеличить на 10 процентов, о чем сообщил премьер-министр России Михаил Фрадков. По его словам, бюджетные ассигнования, в том числе образуемые за счет увеличенных взносов обеих сторон, будут направлены на реализацию прежде всего производственных программ. Как отмечалось на заседании Совмина, по предварительным прогнозам, доходы бюджета Союза в 2008 году составят 4 с лишним миллиарда российских рублей. Из них вклад России – 2,6 миллиарда, Беларуси – 1,4 миллиарда  российских рублей.
Не обошли обе стороны едва ли не главный вопрос во взаимных экономических отношениях: оплату поставок подорожавшего российского газа. Российский премьер-министр высказался вполне  конкретно: «Россия рассматривает возможность предоставления Беларуси кредита на закупку природного газа в контексте продолжения рыночных отношений двух стран в энергетической сфере». Сумма этого кредита составит  минимум один миллиард долларов, а условия его предоставления и выплаты уточняются.
Характерно, что обе стороны отметили приоритетность именно энергетического взаимодействия в Союзе. Вот точка зрения М. Фрадкова: «Отношения в энергетической сфере являются определяющим фактором выстраивания экономических отношений между нашими странами, и известные решения существенно влияют на формирование российско-белорусских отношений, на их перспективу. Мы принимаем эти решения взвешенно, заблаговременно, чтобы обеспечить готовность экономики Беларуси к восприятию этих решений на практике».
Схожее мнение высказал Сергей Сидорский, подчеркнув взаимовыгодность партнерства в сфере энергетики. Он также отметил, что «первая половина 2007 года отмечена активной и, главное, результативной работой министерств и ведомств Республики Беларусь и  России, а также их регионов по дальнейшему углублению интеграционных процессов. Обозначены пути решения всех чувствительных для взаимной торговли проблем».
В самом деле: до трети объема экспорта российских нефти и почти 50 процентов газа осуществляется через Белоруссию уже который год. Причем этот транзит, во-первых, наиболее короткий по расстоянию до стран  Европы. А во-вторых, минимальный по стоимости. Доля же этих товаров в объеме российского экспорта давно превышает 35 процентов. И неудивительно, что энергетические вопросы остаются и, похоже, останутся  главным фактором российско-белорусских отношений. По крайней мере, экономических.   
Будет также продолжена унификация таможенных пошлин и режимов экспорта-импорта. Дело в том, что из-за разного уровня этих пошлин в обеих странах и нестыковок в таможенном законодательстве возникают проблемы не только во взаимной торговле (например, с поставками белорусского сахара, медикаментов, продовольствия). Существенно облегчается контрабанда товаров из других стран в Россию и Беларуси. Так, текстильный ширпотреб из слаборазвитых стран часто оформляется как белорусский или российский.
Как считают в Минэкономразвития и торговли РФ и в Минэкономики Беларуси, чем больше разница во «внутрисоюзных» пошлинах и таможенных процедурах, тем больше доходов извлекают от реэкспорта недобросовестные поставщики. И неудивительно, что свыше трети  импорта из других стран в Беларусь и Россию, квалифицируемого в обеих странах как контрабандный, поступает туда соответственно через РФ и Беларусь…   
Стороны договорились ускорить инфраструктурное обустройство внешней союзной границы. К этой работе будут привлечены, в  частности, профильные научные центры обеих стран. Особое внимание здесь будет уделено внедрению современной радиоэлектроники, причем выпускаемой только российскими и белорусскими (а не зарубежными) предприятиями.
Кроме того, союзный Совмин предварительно одобрил ход выполнения «Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года», предусматривающей равные права граждан РФ и Беларуси во всех сферах деятельности, трудоустройстве, соцобеспечении, получении образования, в медицинской помощи.
Хорошую оценку получила реализация «Плана совместных мероприятий по формированию и функционированию единой транспортной системы на 2006—2007 годы». Главные ее приоритеты – создание современного транспортного коридора «Берлин – Варшава – Минск – Москва» и модернизация действующих железнодорожных артерий между РФ и Белоруссией. Одобрено предложение обеих сторон разработать к концу 2007 года новую союзную программу «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов в Союзном государстве».
Будет развиваться сотрудничество и в рамках союзного информационного пространства, с акцентом на больший по объемам и более регулярный  обмен информацией, печатными, электронными СМИ, теле- и радиопрограммами. В настоящее время в Белоруссии распространяется более пяти тысяч российских газет, журналов, интернет-изданий, а белорусские массмедиа представлены в России более чем 100 изданиями. Но это не предел.
Словом, чисто пропагандистских деклараций и заверений в приверженности интеграции на заседании союзного Совмина не было. Был очень деловой разговор, в ходе которого определились конкретные решения конкретных проблем.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter