В режиме готовности…

Холод испытал Беларусь на прочность с 18-го по 25 января. Когда столбики термометров упали почти до 30 градусов, а кое-где и ниже, весьма ответственной была роль энергетиков, газовиков, транспортников. От них зависели жизнеспособность городов и поселков, тепло и свет в квартирах, в заводских цехах и на фермах, работа предприятий и безопасность перемещения людей.

Холод испытал Беларусь на прочность с 18-го по 25 января. Когда столбики термометров упали почти до 30 градусов, а кое-где и ниже, весьма ответственной была роль энергетиков, газовиков, транспортников. От них зависели жизнеспособность городов и поселков, тепло и свет в квартирах, в заводских цехах и на фермах, работа предприятий и безопасность перемещения людей.

Совет Министров принял 19 января постановление № 57 от 19 января «О мерах по обеспечению устойчивого функционирования народного хозяйства в экстремальных погодных условиях». Был введен режим повышенной готовности государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организована работа отраслевых и территориальных комиссий по контролю за ситуацией на объектах народного хозяйства. Круглосуточные дежурства повсюду – от министерств и ведомств до местных исполкомов, активизация всех систем жизнеобеспечения, быстрое и гибкое реагирование на происходящее позволили избежать серьезных последствий необычайно холодной погоды.

Штатный режим — слишком обыденное словосочетание. Но именно так, спокойно, действовали организации Минэнерго, устраняя неисправности, обеспечивая устойчивое энергоснабжение предприятий и населения. В том, что существенных аварий по системе, которые привели бы к замерзанию целых населенных пунктов, не случилось, – заслуга 412 аварийно-восстановительных бригад, созданных в энергетической и газовой отрасли.

Холод и повышение энергопотребления все же привели к ряду отключений трансформаторных подстанций. Число отключений в распределительных сетях выросло на 2419, то есть вдвое. Интересно, что это в 6 раз меньше, чем после урагана в августе 2005 года. Энергетики в краткие сроки (в среднем, не более 2 часов) ликвидировали отключения без тяжелых нарушений электроснабжения. А в режиме подачи тепла значительных сбоев не было.

Среднесуточная поставка природного газа потребителям Беларуси была обеспечена в объеме 72 млн. кубометров. Это выше контрактной величины на 4,8 млн. кубометров, на 7,1 процента. Пришлось увеличить в эти дни отбор газа из подземных хранилищ (на 1,5 млн. кубометров, или на 20 процентов).

Как отметил главный инженер ОАО «Белтрансгаз» Цвитомир Сорохан, в морозы газотранспортная система Беларуси полностью выполнила свои обязательства перед потребителями республики. Условия контракта с «Газпромом» взаимно исполнялись, и проблем у белорусской энергосистемы с поставкой топлива не было. Нарушений в режиме транзита и объемов поставок российского газа в третьи страны тоже не было. Более того, «Белтрансгаз» по просьбе «Газпрома» с наступлением холодов увеличил на 4 млн. кубометров в сутки транзит газа, дополнительно доставляя его потребителям в Польше.

Повышенная готовность потребовалась от предприятий общественного транспорта. Иногда в самом прямом смысле приходилось ночами регулярно прогревать моторы автобусов, чтобы все они утром могли выйти на линию. Транспортники усилили контроль: круглосуточно дежурили руководители и специалисты, усиливались дежурные и диспетчерские службы.

В крупных городах страны, включая столицу, в дни сильного похолодания произошел один серьезный сбой в работе маршрутных такси. Его сразу почувствовали на себе и общественный транспорт, и легковые такси: в некоторые автобусы нелегко было сесть, а такси почти нереально было вызвать. Неудивительно, ведь 20 января негосударственные перевозчики не смогли вывести на линии около 30 процентов подвижного состава (327 маршруток). Были отменены и некоторые междугородные рейсы маршруток. Чтобы обеспечить своевременную перевозку граждан, Минтранс оперативно обеспечивал дополнительный выход автобусов и троллейбусов. А комиссии Минтранса по выдаче разрешений пришлось отозвать их у ряда перевозчиков, которые допустили особо грубые нарушения.

Так или иначе, но общими усилиями поддерживалась устойчивая работа общественного транспорта (на линии выходили 95—100 процентов машин). Без перебоев был обеспечен и проезд по дорогам страны. Практика работы при морозе около 30 градусов вскрыла еще одну проблему. В Беларуси нет запасов северного и арктического дизтоплива. Белорусское зимнее ДТ не осилило похолодание ниже минус 25: парафины загустевали, выпадая в осадок. В итоге, например, «БелавтоМАЗ» останавливал отгрузку – моторы новых грузовиков, выходящих с конвейера на заводскую территорию, глохли и просто не заводились. Хотя в Сибири и на Севере тот же МАЗ, заправленный арктическим топливом, может заводиться и при

-45 градусах. По этому поводу первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, выступая на коллегии Минпрома, сообщил о поручении правительства концерну «Белнефтехим»: подумать о соотношении разных видов ГСМ в объемах производства и создать запасы арктического дизтоплива.

В экстремальной ситуации многое пригодится, ведь синоптики полагают, что новая волна холода еще придет в Беларусь. А опыт успешного поддержания жизнедеятельности предприятий и населения в морозные дни января показал, что мелочей тут не бывает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter