В разводе — значит, в заложниках?

Ну кто поспорит с тем, что детей растить ох как непросто. В неполных семьях, где родители в разводе, ситуация усугубляется...

Ну кто поспорит с тем, что детей растить ох как непросто. В неполных семьях, где родители в разводе, ситуация усугубляется. 

Впрочем, виной тому  не только сложные взаимоотношения внутри самой семьи, но и некоторые несовершенства  отечественного законодательства. 

Не надо напрягать память, выискивая тому примеры: они на поверхности. Та же пресловутая норма, требующая обязательного согласия второго родителя (будь он трижды «горе») на временный выезд ребенка за рубеж. 

В нашу редакцию пришло письмо от женщины, воспитывающей двоих маленьких детей. После пережитого насилия в семье ей пришлось уйти от мужа — гражданина Израиля, вернуться в Минск. Сейчас она с малышами живет у родителей, которые ей по мере сил помогают. Муж, зная, где его дети и в каком сложном финансовом положении находится его семья, за два года не прислал ни копейки. Более того, даже не пытается контактировать со своими детьми. Женщина мечтает вместе с малышами съездить в гости к близким родственникам, которые живут в деревне под Киевом, — не киснуть же все лето непоседам в минской многоэтажке! Но где там… Для этого надо вначале развестись, лишить горе-папашу родительских прав и т.д. и т.п. А на все это требуется  время и много денег. Где ж их взять, когда еле сводишь концы с концами? 

Или еще пример. Старшеклассника-отличника выдвинули на участие в олимпиаде по химии, которая проходила в Польше. Отец с семьей к тому времени уже давно не жил, обитал где-то в России (точного адреса даже не оставил). Сколько же пришлось бедной матери побегать по разным инстанциям, чтобы отыскать его и выбить заветную «закорючку» под разрешением… 

Таких и подобных случаев, сами понимаете, не один и не два. Разведенных родителей, бегающих за своими бывшими или пытающихся разыскать «без вести пропавших» ради разрешения, увы, немало. 

Ну да что там мытарства бывших мужей и жен… Многие, прочитав эти строки, попеняют: мол, надо было смотреть, с кем связывали свою жизнь. Разумеется, задним умом все сильны. Но ведь тут дело даже не во  взрослых, а в их детях. 

Главное, говорят, при разводе или других сложных жизненных перипетиях соблюсти  и защитить права ребенка. Что мы видим в подобных случаях? Грубейшее их нарушение. 

Мало того, что маленький человек растет без внимания второго родителя, подобная норма в законодательстве буквально пальцем указывает ему на его особую ущемленность. Первое: его папе или маме нет до него никакого дела. Второе: он, в отличие от детей из полных семей, еще и невыездной! Но за какие грехи и провинности? 

В результате дети страдают, единственный родитель тратит время и силы на инстанции и суды, бумагооборот и загруженность судей растут, расходы государства на рассмотрение «мелких» семейных дел увеличиваются… Кому все это надо? 

Уж точно не папаше или мамаше, которые самоустранились от участия в жизни своих детей. Или не дают разрешения из вредности, чтобы досадить бывшему супругу. Ведь это их права якобы защищает эта норма. 

Размышления на тему навеяли следующую мысль: чтобы избавить конкретных людей и государство от этой острой проблемы, не проще ли пойти иным путем? Ведь для того и существует банк данных, чтобы заносить туда тех, кому действительно по веским причинам не следует временно выезжать за рубеж. 

Родители, которые в силу сложившихся обстоятельств живут отдельно от своих чад, но реально заинтересованы в их судьбе, принимают участие в воспитании, помогают материально и  при этом имеют веские основания не желать, чтобы те с другим родителем временно выезжали за границу, могли бы подать заявление в соответствующие органы, на основании которого ребенка вносили бы в базу данных. Думаю, таких наберется немного. 

Остальные же пусть спокойно выезжают на каникулы к родственникам, в оздоровительные лагеря, на олимпиады без всяких отягощающих формальностей. 

Насколько подобное решение проблемы оптимально, комментирует член Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Карпенко: 

— Действительно, пробелы в законодательстве по этому вопросу есть. Но в этом вина не столько законодательства. Жизнь идет вперед, наша страна динамично развивается, на повестке дня возникает много вопросов, которые требуют безотлагательного решения, поэтому бывает так, что некоторые, тоже важные, проблемы отодвигаются на потом. 

Недавно мы провели выездное заседание на базе Московского района Минска, посещали суды. Их работники тоже затрагивали эту тему. Действительно, наверное, пришло время вносить поправки в существующее положение, более тонко учитывать семейные нюансы. 

Законодатели всей душой за то, чтобы  упростить жизнь одиноким родителям и их детям. Но надо понимать: процесс законотворчества не сиюминутный, чтобы согласовать и оптимизировать законопроект по отношению к другим законам, может пройти довольно продолжительный отрезок времени. 

Кроме того, не одни депутаты разрабатывают законы. Прежде надо заострить внимание и убедить в необходимости решения той или иной проблемы все заинтересованные ведомства. 

В любом случае, коль проблема существует, она озвучена, значит, надо приступать к ее устранению. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter