Рассказываем о первом трудовом месте выпускников учебных заведений

В расцвете рабочих сил

Вопросы, касающиеся молодежной занятости, в нашем государстве одни из приоритетных. Что делается, чтобы вчерашние учащиеся были востребованы на рынке труда? Об этом беседа с доктором экономических наук, профессором, проректором по научной работе государственного университета имени А. А. Кулешова Натальей Маковской. 

Главное, что делает государство для выпускников вузов, училищ, ссузов, — это гарантирует трудоустройство. И к тому же в обновленной Конституции сейчас появилась статья о государственной молодежной политике. Забота о будущем начинается с решения кадровых вопросов.

В поисках ниши

— Наталья Владимировна, чем отличается молодежный рынок труда от в целом национального, почему его выделяют в отдельный сегмент? В чем его особенности?

— В первую очередь это возраст работников — обычно до 31 года. Их отличие — очень высокая мобильность. Они ищут свою нишу, меняют одно место работы на другое, затем на третье, чтобы понять, на какой точке остановиться, чтобы делать карьеру. В таком возрасте есть потребность и возможность выбора. Также этот сегмент тесно вплетается в сферу образовательных услуг. Еще одна особенность этого рынка труда состоит в том, что он несколько рискован в отдельных социальных моментах: для него характерны невысокая зарплата и невысокая защищенность гарантиями со стороны нанимателей. У молодежи не вполне сформированы компетенции, не хватает опыта. И нанимателю в такого сотрудника приходится вкладываться материально, социально, эмоционально. Риск огромный: ведь не факт, что его удастся закрепить на предприятии. Уже готового специалиста вполне может переманить другой наниматель, которому вкладываться в него не придется. 

— Каков уровень занятости среди парней и девчат?

— В нашей стране уровень безработицы на молодежном рынке труда составляет 6,5 % от общего числа занятых в этом сегменте. Нормальный уровень, характерный для многих постсоветских стран. 

Риски нулевого контракта

— Есть определенный процент ребят, которые по каким-то причинам после окончания школы не продолжают учебу. К примеру, не смогли поступить в вузы, чтобы обучаться на бюджетной основе, при этом у родителей нет средств, чтобы оплатить образование своих детей. Где им найти себя? 

— Этот вопрос пересекается в том числе с рынком образовательных услуг. Результаты централизованного тестирования сейчас действительны два года, если не удалось поступить в вуз с первого раза, есть шанс еще раз попробовать. А что касается трудоустройства работников, не имеющих вообще никакого опыта, никаких навыков, существует мировая практика так называемых нулевых трудовых контрактов. Гражданина в этом случае берут с определенной заработной платой, но без социальных гарантий. Только когда такой человек, чему-то научившись, закрепляется на предприятии, с ним заключается стандартный контракт с социальным пакетом. Как правило, к нулевым контрактам прибегают наниматели с непривлекательными рабочими местами и низкой зарплатой, на которые не пойдет человек даже с небольшим опытом. Это выгодно для обеих сторон — молодой работник держится даже за непрестижное рабочее место, потому что получает деньги, хоть и небольшие, а наниматель закрывает вакансию, на которую трудно кого-то найти. Кстати, выигрывает и государство — минимизируется безработица в целом. Но с таким вариантом нужно быть очень осторожными и внимательными — чтобы механизм работал, должна быть нормативно-правовая база. Иначе такая форма найма персонала может полностью уйти в тень. К примеру, руководитель может вовсе не заключить с работником никакого контракта, установить ему испытательный срок на несколько месяцев, по окончании которого вообще не рассчитаться под предлогом, что труд стажера его не устроил. 

Опасности чрезмерной опеки

— В каждом обществе есть определенная категория людей, которые не только не работают, но и не пытаются искать вакансии. Чем это объясняется?

— Этот вопрос не имеет прямого отношения к экономике, тут скорее социальные связи. В первую очередь семья, чрезмерная опека. У таких граждан не сформировалась модель поведения на рынке труда, нет ориентации на карьеру. Не исключено, что ничего не добились в жизни их родители или они часто говорили своим детям: «А зачем тебе это надо?» Кроме того, если отец и мать не возражают, что взрослые дети не работают, значит, в состоянии их содержать. Ведь проще всего быть лентяем за чьей-то спиной. При другой ситуации, возможно, этот же парень нашел бы себе применение и неплохо бы себя зарекомендовал. 

— Как государство помогает выпускникам школ, училищ, ссузов, вузов определиться с трудо­устройством?

— Самое главное — гарантия первого рабочего места, распределение после вузов, средних специальных учебных заведений. Кроме того, можно обратиться в службу занятости с просьбой о содействии в трудоустройстве. Государство также поддерживает информационные ресурсы, базы вакансий есть в широком доступе. Высшие учебные заведения постоянно работают с предприятиями, организациями, убеждают их проявлять активность. Проводятся ярмарки вакансий. Наниматели приезжают в вузы, знакомятся с потенциальными работниками. Студенты также видят и оценивают своих будущих руководителей. А еще недавно принятая Конституция в новой редакции дополнилась статьей о государственной молодежной политике. Так что в соответствии с Основным Законом будет совершенствоваться государственная политика на этом рынке труда. 

— В малых населенных пунктах сегодня, стараясь снять напряженность в сфере занятости, открывают новые высокотехнологичные производства, для инвесторов предусмотрено множество льгот и преференций. Однако возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, уровень безработицы в глубинке выше, чем в крупных городах. С другой — кадровый потенциал ограничен, не каждый соискатель подойдет для определенной деятельнсти. Иногда персонал приходится подвозить из тех же крупных городов. Почему на такие производства редко берут выпускников школ, которые легко обучаются, осваивают новые знания?

— Капитал инвестора очень дорог, он не может себе позволить взять человека, который ничего не умеет. Капитал в этом случае «не отобьется». Ответ лежит в области социальной политики: иногда, когда в населенный пункт приходит инвестор, ему выдвигается условие вместе с запуском производства выстроить и инфраструктуру. Но многие, взвесив свои возможности, в этом случае от своих намерений отказываются. Однако когда делаются внутренние инвестиции — в рабочие места, в социальный пакет для своих работников, создается и внешняя инфраструктура.


В ТЕМУ

— Насколько важно то, что государство занимается вопросами трудоустройства молодежи?

— Если мы не будем вырабатывать инструменты регулирования молодежного рынка труда, то, учитывая демографическую ситуацию — увеличение во всем мире доли пожилых людей в общей численности населения, — в среднесрочной перспективе этот рынок останется без ресурсов. 

Трудный консенсус

— На законодательном уровне прописаны существенные льготы для молодых специалистов. Для ребят это мощная соцзащита. А для предприятий — дополнительные затраты. Чем можно заинтересовать нанимателей, чтобы они охотней предоставляли выпускникам учебных заведений первые рабочие места?

— Сложность в том, что наниматель действительно несет большие риски, его можно понять. Существует практика, хоть и не такая активная, когда государство предлагает, к примеру, предприятиям создавать квоты рабочих мест. Первое рабочее место — разновидность такой квоты. Найти консенсус между социальной и рыночной сторонами очень непросто, еще никто не решил эту дилемму окончательно. Если, допустим, предусмотреть для нанимателей, берущих на работу молодежь, существенные льготы, государство потеряет немалые деньги в виде налоговых поступлений.
Молодым людям присуща высокая мобильность. Они ищут свою нишу, меняют одно место работы на другое, затем на третье, чтобы понять, на какой точке остановиться, чтобы делать карьеру. В таком возрасте есть потребность и возможность выбора
mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter