В Национальном историческом музее на днях открылась выставка “Ад рымскага дэнарыя да беларускага рубля”

В расчете на годы

Сегодня в “денежной” истории нашей страны перевернута еще одна страница. А это неплохой повод вспомнить, что же было раньше. Можно и наглядно: в Национальном историческом музее на днях открылась выставка “Ад рымскага дэнарыя да беларускага рубля”. Кстати, с монет, возвращение которых сейчас вызывает неоднозначную реакцию, все и начиналось. Римские денарии встречались на наших территориях во ІІ—V веке — через нас пролегал торговый Янтарный путь. Эти серебряные монеты на тот момент были чем-то вроде мировой валюты. У нас их использовали преимущественно для изготовления украшений и в качестве средства накопления.


“Филипок” Боны Сфорца — мечта белорусского нумизмата. Сегодня его экземпляры находят разве что в кладах. Это испанские монеты, которыми король Испании Филипп II вернул часть долга Сигизмунду II Августу (великому князю литовскому и королю польскому): взаймы давала его мать Бона Сфорца, после чего внезапно скончалась. Перед запуском в оборот их подвергли надчеканке вензелем Сигизмунда с датой 1564. Курс иноземных монет должен был быть 33,5 польского гроша, но по контрмаркированным установили 60 польских грошей — так казна смогла получить больше финансов в годы Ливонской войны. Вскоре неаполитанские дукаты отозвали из обращения и обменивали их по обещанному завышенному курсу. Так что сдавали “филипки” (так их окрестили в народе, поскольку на большинстве из них был портрет Филиппа II) охотно.

Денежных реформ на наших территориях было немало. Особенно в прошлом веке.  В 1918 году на денежном рынке была полная неразбериха. Например, в Минске во время немецкой оккупации одновременно ходили “царские”, “думские”, “керенские” и ост-рубли, немецкие марки. В марте 1918-го газета “Вольная Беларусь” писала: “Так, настоящей болячкой обывателей-минчан является “курс рубля”. Дело такое: сначала, как только появились немецкие оккупационные деньги, шли они по своему обычному курсу (это значит, по цене, которую и показывает цифра данной бумажки); через пару дней эти же самые бумажки начали идти вдвое выше, чем российские. Через дней пару снова “курс опал” и “оккупационный” рубль равнялся российскому рублю. Как теперь “стоит курс” и сказать трудно: едва ли не каждая лавка имеет свою собственную “расценку”, свои на это взгляды и свой “курс”. В некоторых рубль “керенский” считается меньшим, чем “царский” рубль, другие оккупационные деньги считают вдвое дороже и т. д. Взбаламутили минские торговцы “курс рубля” и в этой мути ловят в свой карман и не мелкую рыбу...”.




Такие деньги появились после денежных реформ Советского Союза: на фото слева — банкнотный ряд образца 1947 года, справа — 1961 года. В обоих случаях убрали по одному нолю. Первые банкноты называли “сталинские портянки”, вторые — “хрущевские фантики”. Дело в их размере и, возможно, цветовой гамме: послевоенные были огромными и серыми, купюры 1961-го — маленькими и яркими.

Денежное разнообразие тех лет достигало немыслимых масштабов. С восстановлением Советской власти было решено оздоровить финансы.  В 1920-е одна за другой шли деноминации советского рубля: 1 рубль 1922-го приравнивался к 10 000 рублей  кредитных билетов и расчетных знаков всех прежних выпусков и всех обязательств, ходивших наравне с ним. 1 рубль 1923-го был эквивалентен 100 рублям 1922 года и 1 000 000 рублей денег, изымаемых из обращения. А 1 рубль 1924 года — это было уже 50 000 рублей 1923 года.  Но выйти на твердую валюту в итоге удалось.


Одни из самых “бесценных” денег в денежной истории
нашей страны — советские рубли серии 1921, 1922 и 1923 годов.


Одна из крупных денежных реформ в Советском Союзе прошла в 1947 году: после войны нужно было  привести в порядок денежное обращение. Работать над эскизом  сталинских рублей начали еще в военные годы. Предлагались разные варианты, в том числе с изображением пехотинца, военного летчика, танкиста, но война близилась к концу, и было решено взять за основу мирную тематику. А окончательно определиться с концепцией дизайна помогла фраза, оброненная Сталиным во время одного из совещаний: “Скажите, а чем плохи были царские деньги?”


Классическое денежное обращение времен Октябрьской революции и гражданской войны — банкноты Николая ІІ и Временного правительства Керенского, денежные суррогаты, совзнаки и боны Второй Речи Посполитой.

Эти деньги прожили более 10 лет, после чего уступили место “долгожителям”: в 1961 году вступило в силу постановление об изменении масштаба цен. Деноминация в 10 раз, но мелкие монеты номиналами 1, 2, 3 копейки более ранних выпусков остались в обращении и обмену не подлежали. То есть их покупательная способность выросла сразу в 10 раз.


Клад, который был спрятан в деревне Вищин Рогачевского района Гомельской области в середине ХІІІ века. Нашли его в 1979 году студенты исторического факультета БГУ. Серебряные палочки — это слитки-гривны, которые использовались для крупных платежей в безмонетный период (конец XI — начало XIV века). Ромбовидные — киевского типа, изогнутые — новгородского, с насечками — литовского (насечки, вероятно, проверка на подлинность). Также в составе клада — женская “ювелирка”. В изготовлении этих украшений использованы все техники, которыми владели ювелиры наших земель того времени.

В постсоветской истории Беларуси тоже были две деноминации. В 1994 году она была весьма необычной: с банкнот убрали ноль, которого на них и не было. Дело в том, что при расчетах 1 рубль считали за 10. В итоге после деноминации один ноль “обрезали” только в уме. Это вызывало огромную путаницу. Получше дела обстояли в 2000 году: в этот год страна вошла без трех нолей и уже с новым банкнотным рядом.


Образцы новых денег. Изначально провести деноминацию планировалось в 2009 году, к тому времени и отпечатали новые банкноты, отчеканили монеты. Производители монет — Литовский монетный двор и монетный двор “Кремница” в Словакии, купюр — британская фирма “Де ля Рю”. Себестоимость одного дензнака — от 1 до 4 центов.

Нынешняя деноминация не похожа ни на одну другую. Готовились к ней почти год. Еще полгода дано на то, чтобы новые деньги стали привычными: выводить из обращения прежние банкноты будут постепенно. А обмен старых дензнаков закончится лишь к 2022 году.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter