В прошлом году 218 минчан лишились своих байков. Более чем в половине случаев велосипеды похитили из подъездов домов

218 минчан лишились своих байков. Более чем в половине случаев велосипеды похитили из подъездов домов. Такова статистика прошлого года. Новый велосезон не за горами, а первые кражи уже есть. Вместе с оперуполномоченным отдела уголовного розыска Партизанского РУВД г. Минска Максимом Козловым корреспондент прошлась по многоэтажным домам и убедилась, что при желании похитить велосипед нынче не сложно.


Первым делом отправляемся к рабочим общежитиям на улице Солтыса. За сезон здесь пропадает минимум пять байков, а жильцы все равно бросают их в общем фойе. 

- Крадут отовсюду: из подъезда, с улицы, с велопарковки, - Максим Козлов вводит меня в курс дела, пока мы идем на первый адрес. - Самый верный способ обезопасить себя - надежно пристегнуть велосипед. Часто горожане бросают его в людном месте, рассчитывая, что вор не решится на преступление при таком количестве свидетелей. Но преступники не чураются легкой добычи, да и прохожие, увлеченные каждый своими делами, не особо смотрят по сторонам. 

Заходим в дом № 199 на улице Солтыса. В фойе картина маслом. Восемнадцать велосипедов выстроились вряд, детские коляски тоже здесь. Многие не пристегнуты даже самыми дешевыми вело-замками - бери не хочу. Пока мы фотографируем велосипеды, вахтер не обращает на нас абсолютно никакого внимания - следить за сохранностью имущества жильцов не входит в ее обязанности. 


Меж тем ворам наглости не занимать. Так, в Минске неизвестные стащили велосипед с велопарковки около строительного гипермаркета. Причем кусачики, которыми перерезали трос велозамка, молодые люди купили в этом же гипермаркете. Тогда прояснить обстоятельства помогли записи с камер видеонаблюдения. 

- Записи с камер наблюдения и регистраторов в автомобилях помогают. Особенно, если мы имеем дело с криминалитетом, который регулярно попадается на вело-кражах. Но если преступник новичок и еще не успел попасть в поле зрения милиции, то, даже имея записи с камер наблюдения, сложно найти его по фотографии. Отпечатки снимаем, но народ у нас неглупый, надевает перчатки, - прокомментировал Максим Козлов.


К слову, в этом общежитии системы видеонаблюдения нет. 

- Допустим, у велосипедиста нет балкона или гаража, а хранить велосипед в прихожей не комильфо. Какой выход?

- Если пространство в квартире ограничено, то в тамбуре можно оборудовать небольшую велопарковку. Приобретите в специализированном магазине готовые металлические конструкции, которые монтируются к стене, - советует оперуполномоченный. 

Замок тоже должен быть качественным. По наблюдениям Максима Козлова, который расследовал не один десяток велокраж, самый надежный - замок-подкова. В отличие от тросовых замков, которые опытный преступник может взломать меньше чем за минуту, с U-lock придется повозиться. Стоит он от 70 рублей. Если хотите сэкономить, то старый дедовский способ - цепь и обычный навесной замок - неплохая бюджетная альтернатива. 

В попытке избежать ответственности, воры готовы на все. Однажды Максим Козлов брал рецидивиста с поличным. Убегая от милиции, тот так сиганул через забор, что ненароком сломал ногу. Вместо отделения РУВД, его увезли в больницу .

…Наш рейд на улице Солтыса закончился вынесением представления администрации общежитий об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. А именно -- установить в фойе запирающие устройства и оборудовать территорию системой видеонаблюдения.

По пути на следующий адрес, оперуполномоченный описывает портрет типичного вело-вора:

- Контингент вело-преступников самый разный. Это и подростки 15-17 лет, и молодые люди лет 22-25, и опытные воры возраста 40 с плюсом. Осенью был случай, когда байк похитил семилетний ребенок. «Взял покататься» -- так объяснил свой поступок мальчик. Обычно крадут взрослые модели,  у воров с 90-х остались принципы: детское не берут. 

Иногда потерпевшие сами находят свои угнанные байки на сайтах. А минчанка, у которой из гаража украли редкий белый ретро-велосипед, сама нашла его припаркованным около супермаркета в другой части города. 
Тем временем мы подошли к улице Филимонова, 14. Здесь тоже крали велосипеды. 

- Случается, преступники похищают байки на заказ. В основном это модели с дисковыми тормозами.  Берут от 150 рублей за кражу. В магазине эти велосипеды стоят в разы дороже. Самый дорогой велосипед, украденный в нашем районе в прошлом сезоне стоил 3,5 тысячи рублей, - оперуполномоченный осматривает два байка, пристегнутые тросовым замком к перилам в тамбуре третьего этажа. 


  Напоследок заглянули в дом № 16а в переулке Козлова. Тут живет 40-летний мужчина, у которого на счету уже девять краж. Большинство байков он стащил у соседей. Один подъезд, другой, третий - на лестничных клетках ни одного велика. Наученные горьким опытом соседи, впредь заносят их в квартиры.

Похищенные велосипеды криминалитет за полцены "толкает" на сайтах или рынках. Оперуполномоченный дал рекомендации, как не нарваться на ворованный товар:

- У каждого велосипеда есть серийный номер. Он находится на раме под педалями. При продаже этот серийный номер не всегда фиксируется в документах, поэтому даже если у потерпевшего есть все чеки и квитанции, внести серийный номер в базу пропавших велосипедов мы не можем. По этой же причине, найдя похищенный велосипед, нам сложно найти его законного владельца. Последнему приходится доказывать свои права на байк с помощью фотографий, на которых заметы характерные особенности пропажи - сколы, царапины, надписи или аэрография.

Дабы не попасть впросак, совет простой -- загляните под велосипедную раму и запишите в блокнот или в гарантийный талон серийный номер вашего байка. Так его быстрее найдут в случае угона.
Комментарий в тему:

Алексей ХОДАСЕВИЧ, старший инспектор ДПС ГАИ Центрального района г. Минска:

- Среди распространенных нарушений ПДД велосипедистами - движение по проезжей части при наличии тротуара и не спешивание при пересечении пешеходных переходов. За эти нарушения предусмотрен штраф от 1 до 3 базовых величин. Если велосипедист еще и пьян, то размер штрафа увеличивается - от 3 до 5 базовых. Велосипедисты массово начнут выезжать недели через две-три, тем не менее, первые ДТП уже есть. Так, на этой неделе на перекрестке проспекта Машерова и улицы Даумана водитель Toyota  поворачивал направо на Старовиленский тракт, когда ему под колеса из-за автобуса выскочил велосипедист. Велосипедист, не спешившись, пересекал проезжую часть. Увезли на "скорой". Медики диагностировали у него легкую ЧМТ, сотрясение мозга, ушиб головы и грудной клетки. Один из очевидцев сообщил, что велосипедист выехал на красный сигнал светофора. 

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter