Наш эксперимент: надев «пьяные» очки, корреспондент «Рэспублікі» сбила двух «пешеходов»

В промилле от трагедии

В прошлом году по вине нетрезвых водителей в авариях получили травмы 374 человека, 83 — погибли. На этой неделе Президент в очередной раз акцентировал внимание на проблеме пьянства за рулем. Он потребовал ужесточить наказание за правонарушения в нетрезвом состоянии, особенно за ДТП. Общеизвестно, что реакция у пьяных людей ухудшается в разы. Корреспондент «Рэспублікі» проверила, способен ли выпивший бутылку водки водитель безопасно управлять автомобилем? В этом нам помогут специальные очки Drunk busters.

Новый метод борьбы с пьянством за рулем предложили в Госавтоинспекции Минской области

«Пьяные» очки

Обычно очки надевают, чтобы лучше видеть. Но не эти. Выглядят они, точь-в-точь как лыжные. Вот только видишь в них так, как будто выпил бутылку водки. Недаром их прозвали «пьяными». Бутылку водки я, конечно, не выпивала. Потому перед экспериментом проконсультировалась со многими водителями. По их профессиональному мнению, ощущения в очках примерно такие же.

Этот способ борьбы с пьянством за рулем предложила ГАИ Минской области. Ученикам автошкол инспекторы в профилактических целях дают возможность сесть за руль в «пьяных» очках. Конечно, в них ученики «экспериментируют» на закрытых площадках вместе с инструктором, у которого есть запасная педаль тормоза.

— Очки привезли из Германии, куда наши сотрудники ездили обмениваться опытом. Это оптический прибор, который искусственно искажает реальность и нарушает координацию. Искаженное изображение в нем равно 2—3 промилле алкоголя, — предупреждает меня начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Миноблисполкома Олег Тюрин.


Прежде чем сесть за руль, надеваю очки в экзаменационном классе. Первые несколько минут вообще ничего не вижу. Стены плывут, столы пляшут. А там, где был один телефон, стало два. И самое главное — искажается реальное расстояние до предметов. Такой эффект производят эти очки благодаря специальным линзам.

— В нетрезвом состоянии водитель не может адекватно оценить расстояние до какого-либо предмета, — комментирует мои ощущения наблюдающий за экспериментом Андрей Зеленко, госинспектор ГАИ Центрального района Минска.

Попытка взять ручку со стола быстро перетекла в попытку поднять ручку с пола. Лишь минут пять спустя смогла отыскать ручку и написать в блокноте свое имя. Криво, конечно, да и в строчку не попала. Примеряя очки, другие ученики так же, как и я, сразу теряли координацию. Не могли ровно пройти между партами, передвигались только на ощупь. Но и это не спасало от столкновения с предметами. В классе мы немного освоились. А как будет на дороге?

От теории к практике

Выхожу на автодром. Ну как выхожу, скорее, меня до него доводят. Спасибо ребятам. Завуч автошколы по практической части Андрей Кунцевич искоса поглядывает на меня. Я в «пьяных» очках хоть и плохо вижу, но все же смогла прочесть в его взгляде обреченное: «Ну все, приехали!» Тщательно облапав дверцу учебной машины в поисках ручки, наконец взгромождаюсь внутрь. Попутно ударяюсь темечком о крышу. С кем не бывает? Забегая немного вперед, скажу, что мною были сбиты две кегли. Нетрудно представить, что бы было, окажись на их месте пешеходы.


— Сколько пальцев я показываю? — спрашивает меня Андрей Зеленко, делая жест «виктория».

— Четыре… — отвечаю неуверенно.

Без хмеля в голове

Пока идет эксперимент, слышу, как ребята обсуждают громкое ДТП в Барановичском районе, где пьяный водитель сбежал с места происшествия, в котором погибла его 12-летняя дочь. Яркий пример, который характеризует отсутствие всякого здравого смысла у нетрезвого водителя.

Пока ученики автошколы тестируют аксессуар, Андрей Зеленко рассказывает, как в потоке машин распознать ту, которой управляет нетрезвый водитель:

— Летом пьяных водителей чаще встречаем в местах массового отдыха, например на пляжах. Зимой — вблизи увеселительных заведений. Некоторые водители забывают включить фары, некоторые – «поворотники». Манера езды у них становится более резкой, рисковой, нервозной. После остановки смотрим на явные признаки опьянения. Запах алкоголя, покрасневшие глаза, дрожащие пальцы рук, несвязная речь, жвачка во рту… При подозрениях везем водителя на Передовую, 11 для медосвидетельствования.


Ведут себя пьяные водители самым нелогичным образом. И стекла ногами в служебной машине выбивают, и убегают, и меняются местами с трезвыми пассажирами прямо во время движения. Если водитель в салоне один — пересаживается на пассажирское кресло и уходит в «несознанку». Мол, «кто за рулем был, не знаю, а я всего лишь пассажир».

…Тем временем очки примерила и еще одна ученица автошколы Наталья. Пристально всматриваясь вперед, женщина даже не смогла различить машину ГАИ, припаркованную в нескольких метрах от нее. На этом эксперимент решаем прекратить ради всеобщей безопасности.

А что с пешеходами? Среди них тоже частенько попадаются нетрезвые. Некоторые буквально спят на дороге. Так случилось во вторник в Калинковичском районе. Kia насмерть переехала пешехода, лежащего на дороге. Особенно чревато такое безрассудство в морозную погоду. Надеваю очки и пытаюсь пройти по ровной линии, начерченной на асфальте. Перед глазами все плывет. По смеху наблюдающих понимаю, что не выходит. Задача номер два — максимально быстро коснуться каждой из вешек. Сосредоточиться на какой-то одной из них просто нереально…

И такое бывает

Сильная половина участников эксперимента шутит о чрезмерно высокой степени «опьянения»: «В таких очках до кровати бы дойти, не то что за руль сесть…» Шутки шутками, но ведь кто-то садится. Самая высокая степень опьянения, которую когда-либо выявлял Андрей Зеленко у автомобилиста, — 3,5 промилле. Это примерно две бутылки водки для взрослого мужчины. Но и это далеко не рекорд. Коллегам инспектора однажды попался водитель с 5 промилле. При этом официально признано, что при 5,5 промилле уже наступает алкогольная кома.

Кстати, примерить чудо-очки дают не только новоиспеченным водителям, но и тем, кто уже попался пьяным за рулем и ждет лишения прав. Мол, посмотрите, как вы в таком состоянии могли оценить дорожную обстановку.

Подытожим результаты. Разумеется, наш эксперимент не лишен большой доли условности. Да, изображение в очках мы видели приблизительно такое же, как и в состоянии опьянения. Вот только наш разум оставался трезвым. Реакции оставались нормальными. А у пьяного водителя рассудок замутнен в той же степени, что и глаза. Быстро скомандовать себе: «Стой!» и так же быстро нажать на педаль тормоза он не сумеет.

ЭТО ФАКТ!

В январе пьяными за рулем попались более 1600 водителей, из них 64 раньше уже задерживались за нетрезвое вождение. Наказание за это строгое. За повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения транспортное средство конфискуют. Даже если оно не принадлежит тому, кто сел за руль нетрезвым. Исключение — случаи угона или хищения. В качестве наказания также лишают водительских прав на срок до пяти лет с исправительными работами на срок до двух лет. Применяется и арест либо ограничение свободы со штрафом до 1000 базовых величин.

Если пьяное вождение привело к смерти человека или причинило ему тяжкое телесное повреждение, предусмотрено наказание до семи лет лишения свободы. Время показало, что такие меры оправдывают себя. В январе сохранилась тенденция снижения уровня дорожно-транспортного травматизма по вине нетрезвых водителей. Количество погибших снизилось почти на 70 процентов, раненых — на 13 процентов.

gorbatenko_inna@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter