В профильный класс? На здоровье!

как повлияет на здоровье учеников профильное обучение, корреспондент “СВ” спросила у участников международной научно-практической конференции.

Журналистское любопытство не было праздным. По белорусской статистике, в медицинских картах пятиклассников вдвое чаще встречаются записи о хронических заболеваниях, чем в карточках дошколят. Каждый пятый подросток (точнее, 19,5 процента) — “хроник”. Чаще всего школьники жалуются на нарушения зрения и осанки, заболевания органов пищеварения. Белорусские медики отмечают также тенденцию увеличения у школяров числа психических и поведенческих рас-стройств.
Цифры, иллюстрирующие состояние здоровья российских детей, еще раз напоминают о том, как близки наши системы образования. Они свидетельствуют, что за последние 5 лет здоровье более чем 21 процента детей до 14 лет ухудшилось. Среди детей постарше “потери” выше — новые записи в медкартах появились у 24 процентов подростков. К 1-й группе здоровья (практически здоровым) относятся 33,9 процента российских школьников; к 2-й (существует опасность возникновения хронических заболеваний) — 36,9; к 3-й (есть хронические заболевания) — 16,1 процента.
Народная мудрость утверждает, что на состояние здоровья и цвет лица ученика напрямую влияет его усердие. Если лицо молодого специалиста румяное и розовое, гласит она, его диплом обязательно будет “синий”. Если диплом “красный”, у его счастливого обладателя непременно бледный вид и круги под глазами.
Впрочем, главный педиатр Министерства здравоохранения Беларуси Наталья ГАЛЬКЕВИЧ эту зависимость отрицает. Конечно, соглашается она, сейчас развитие человечества идет стремительными темпами, и массив знаний, который осваивают школьники, нельзя сравнивать с объемами информации, которые уместились в головах их родителей. Но ведь даже современный человек использует 5—10 процентов возможностей своего головного мозга! Следовательно, интеллектуальные нагрузки могут идти ученикам на пользу.
— В концепции профильного обучения, которая была принята в России, четко оговорена одна из целей учреждений профильного обучения — разгрузка содержания учебного процесса, — поддержал коллег заместитель директора по научной работе Института содержания и методов обучения Российской академии образования Алексей ЖУРИН. — Вспомните себя в старших классах. Вероятно, вы разделяли предметы на “нужные”, которые прилежно изучали, и “ненужные”, против которых голосовали ногами. Эксперимент, проведенный в 10 регионах Российской Федерации, показал, что введение профильного обучения положительно сказывается на состоянии здоровья детей. Это происходит за счет снижения нагрузки.
— С 2008 года в Беларуси вводится обязательное профильное обучение, — рассказал о белорусских реалиях заместитель министра образования Казимир ФАРИНО. — Мы внимательно изучаем экспериментальные наработки соседних стран, особенно России. Российские коллеги предлагают нам учесть проблемы, с которыми они столкнулись в ходе своего эксперимента, делятся своим видением содержания базисного учебного плана, количества образовательных областей и учебных предметов. Белорусы предлагают им свой опыт в нормативно-правовом обеспечении процесса. Мы уже не только разработали Концепцию профильного обучения и приняли Закон об общем среднем образовании, но и определили программу развития общего среднего образования, разработали региональные программы реализации Концепции профильного обучения. Ведем важную работу по созданию учебно-методического обеспечения и совершенствованию учебно-методической базы, подготовке педагогических кадров.
— Мировой опыт показывает, что профильное обучение — это возможность стать успешным для каждого ученика, — резюмировал руководитель программ по развитию содержания образования Международного бюро просвещения ЮНЕСКО Ренато ОПЕРТИ.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter