В профиль и без фраз

Впервые Владимира Мищанчука я увидел на сцене в спектакле «Ботинки на толстой подошве»...

Впервые Владимира Мищанчука я увидел на сцене в спектакле «Ботинки на толстой подошве». Запомнились нескладная фигура его героя, извиняющиеся интонации, светлый плащ, беззащитные, распахнутые глаза. В Мищанчуке подкупало сочетание такта и одновременно страстности, взрывного, животного темперамента.


Потом были другие яркие работы в театре и кино, и каждый раз Владимир Андреевич азартно «присваивал» себе любой порой проигрышный драматургический материал, по–хозяйски обживал даже самое неуютное условное пространство, заставляя вдруг задышать «почву и судьбу», любым эффектам предпочитая детальную точность. Но актерство — не единственная ипостась Владимира Андреевича. Их у Мищанчука было много: директор театра, депутат городского Совета депутатов, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор... В какой же из них он настоящий? Наверное, в каждой по–своему, потому что, по большому счету, своего главного амплуа или роли — профессионала — он никогда не менял.


Диагноз — актер


В юбилейном августе, в котором Мищанчук отмечает 65–летие, он позволит себе небольшую передышку, а потом снова будет сниматься, выходить на подмостки, помогать ученикам: «У меня есть своя книжечка, которую я держу в портсигаре, там записан распорядок всех дел. Это мои спектакли на сентябрь. График киносъемок — в другом блокноте...»


Он снова готов работать, бросаться с головой в неведомое, хотя только успел перевести дух после очередной вступительной кампании в Белорусской государственной академии искусств: «За четверть века работы в академии мне достаточно посмотреть на человека, поговорить с ним несколько минут, чтобы понять его потенциал. Я иногда даже боюсь сам себя. Анализируя свой опыт, понимаю, что практически никогда не ошибался в постановке «диагноза».


Те, в кого он когда–то поверил, сегодня играют в лучших театрах Беларуси, России, Европы. Часто вчерашние ученики становятся партнерами на сцене, вырастая вдруг в мастеров со своим почерком. Может быть, поэтому Мищанчук так остро чувствует время и его бег и волнуется перед диктофоном, как мальчишка на экзамене: «Ох, хотелось бы после себя оставить какой–то свет, чтобы то, что сделал, не пропало, не ушло... 11 лет не пью — просто в какой–то момент понял, что это мешает работе, — а вот бросить курить никак не могу». Щелкает зажигалкой и увлеченно рассказывает о том, с каким наслаждением работал после окончания театрального института в Гродненском областном театре вместе с однокурсниками — сначала актером, а потом и директором. С каким азартом включился в работу: вывез театр на гастроли в Ленинград, построил новое здание, ставшее символом Гродно, приглашал лучших режиссеров, вернулся в Минск заведующим кафедрой мастерства актера и режиссуры театрального института, через 5 лет стал деканом театрального факультета.


Ни кожи ни рожи?


С радостью погружается в романтические студенческие времена бывшая студентка Мищанчука, а теперь актриса РТБД Людмила Сидоркевич:


— Владимир Андреевич всегда вникал во все проблемы студентов: кого–то вытаскивал из милиции, решал проблемы с общежитием... Разные случаи бывали. Кое–кто из студентов все время просыпал первые пары. Он сам приходил в общежитие и... будил ребят, потому что ему было стыдно перед приглашенным преподавателем.


В свое время он поверил в меня, взял к себе на курс. Вспоминаю, как он показал меня коллегам через щелку в двери и так гордо сказал: «Смотрите, какую актрису нашел». «Ну и что? Ничего особенного — ни кожи ни рожи», — пожали те плечами. — «Вы что, она — красавица!» У него всегда были свои критерии, он по–особому чувствовал женскую красоту. И благодаря потрясающей интуиции людей он видит насквозь.


Пройдемте в номера!


Еще одна ученица Андреича, а ныне актриса театра им. М.Горького Елена Дубровская может вспоминать часами актерские байки про своего преподавателя и коллегу:


— Владимир Мищанчук стал первым партнером, с которым мне довелось сыграть любовь на сцене. В спектакле Олега Киреева «12 стульев» Владимир Андреевич играл Кису Воробьянинова, я — Лизу, с которой Воробьянинов пошел в ресторан и промотал, как мы помним, все деньги. Сложно ли играть любовь со своим педагогом? Дело в том, что Владимир Андреевич попадает под тот формат мужчин, который мне всегда нравился: с ним легко и комфортно. Но играть любовь было более чем ответственно — в зале сидела его жена Людмила Кучеренко... До сих пор помню тот спектакль, свое волнение, но и... подбадривающую, авантюрную улыбку Мищанчука. У нас все здорово тогда получилось. Недавно встретились с Владимиром Андреевичем в метро. Он ехал после спектакля, и мы снова разговорились о нашем актерском житье–бытье...


Не для прессы


«Знаете, все истории, связанные с Мищанчуком, у меня припасены «не для прессы», — вносит свою колоритную краску в коллективный портрет Владимира Мищанчука известная актриса Эвелина Сакуро. — Но могу рассказать о своем первом впечатлении: я увидела его на съемочной площадке лет 20 назад. Володя был красивый, фактурный, интересный. Очень мне понравился, но познакомиться нам тогда не удалось. А позднее я работала в одном театре с его супругой Людмилой Петровной. Мы играли с ней вдвоем в спектакле «Красный уголок» по пьесе Марка Розовского, и с тех пор наши семьи связывают дружба и отношения, которые то затихают, то опять вспыхивают с новой силой. Вот недавно побывали с мужем у них на даче и я снова убедилась, что Мищанчук — редкий человек для театральной Беларуси: работоспособный, коммуникабельный, азартный, открытый. Поверьте, таких людей в нашей среде очень мало».


Может, потому сегодня Владимир Андреевич, будучи внутри самого процесса, чувствует особую ответственность «за тех, кого приручил», привел в профессию, оттого болезненно переживает за коллег: «Обидно, что на съемках наш труд российские продюсеры оценивают по низшей планке. Эта несправедливость унижает. Я думаю, со временем наши актеры и кинематограф выйдут на международный уровень, потому что они этого заслуживают. Сужу хотя бы по тем студенческим работам, которые есть у нас в академии. Мне приходилось бывать в разных странах мира как члену жюри и участнику разных фестивалей — в России, Германии, Турции, Швеции, Украине, Молдове... И везде мы, поверьте, одни из лучших».


Он по–прежнему одержим идеями и театром и вопреки названию одного из своих спектаклей «Механический человек» так и не превратился в него, оставаясь азартным и волевым профи. Терпеть не может людей, которые, как он выражается, «безалаберно относятся к жизни»: «Мне больно, когда люди творческие не понимают своей ответственности и главного, что все виды искусства должны служить самому великому — искусству жить на земле».


Кажется, сам Владимир Мищанчук овладел этим искусством в совершенстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter