В претензиях рождаются идеи

Завершилась летняя уборочная страда, и Минсельхозпрод без проволочки занялся анализом проделанной на полях страны масштабной работы

Завершилась летняя уборочная страда, и Минсельхозпрод без проволочки занялся анализом проделанной на полях страны масштабной работы. 

На этот раз нарекания специалистов вызвала отечественная техника, которая, что греха таить, давала сбои. Например, сельхозпроизводители республики имеют в своем распоряжении свыше 14 тысяч зерновых комбайнов, но убирали хлеб, как подчеркнул начальник Главного управления механизации и НТП Франц Минько, в основном 10 тысяч машин. Остальные по разным причинам находились в «прогуле». Насколько бы сократились сроки жатвы, если бы не подвела техника? 

Есть претензии у эксплуатационников и к тракторам, кормоуборочным комплексам, косилкам, посевным и почвоообрабатывающим агрегатам… Свои рекламации они привезли на республиканское совещание, которое состоялось на Минщине на базе ОАО «Агрокомбинат «Дзержинск». 

На один из машинных дворов комбината доставили прямо из хозяйств технику отечественных производителей: комбайны, косилки, прессподборщики и даже смесители кормов… Всего около сотни единиц. 

Нет  предела  совершенству 

Сразу оговорюсь: не было ни одной зерноуборочной машины, возле которой не вспыхивали бы горячие споры между инженерами райсельхозпродов, хозяйств и заводскими конструкторами. Первые, однако, привезли с собой не только нарекания в адрес вторых, но и конкретные предложения по улучшению узлов и агрегатов наших «степных кораблей». 

По сути дела, получилась ярмарка бесплатных идей. Многие из них вполне можно запатентовать. 

Что касается комбайнов, то среди них большое внимание было уделено «Лида-1300» и гомсельмашевскому КЗС-10К. ОАО «Лидаагропроммаш» создавало свою машину в сотрудничестве с западными фирмами. Однако по мере того, как наши заводы освоили выпуск комплектующих, узлов и деталей, они почти на 100 % отказались от услуг партнеров — накладно в финансовом отношении. 

Главный инженер предприятия Анатолий Маникало рассказал, что сегодня, чтобы выпускать «Лиду-1300», они сотрудничают с 40 отечественными предприятиями, которые обеспечивают 96 % комплектующих. Кроме того, Анатолий Владимирович заметил, что отечественная новинка рассчитана на уборку урожая в 50—55 центнеров с гектара, дешевле импортных аналогов, превосходит последние модификации российских «Донов-1500». 

Руководитель признал: недоделок и конструкторских недоработок в машине  выявляется пока многовато. Но коллектив не сидит сложа руки, постепенно доводит технику до европейских стандартов. 

Впрочем, это нормальная мировая практика. Скажем, немецкая фирма «Лемке» никогда не бросает на произвол судьбы свои старые детища, десятилетиями совершенствует их, вкладывая сотни тысяч евро. Одновременно создает и современные модели, хотя принципы работы их во всем мире одинаковые: обмолот зерновых, утилизация соломы, разгрузка. 

ПО «Гомсельмаш» презентовал две ведущие машины: КЗС-7 и КЗС-10К. По «семерке» эксплуатационники выразились предельно коротко: снять с производства. Позднее, на итоговом заседании, представитель Минпрома Виктор Плохотников подтвердил, что в 2008 году выпуск этой модели не планируется. Она не справляется с высокими урожаями, которые выращивают хозяйства, энергетически неэффективна: топлива ест много, а производительность невысокая. 

«Десятка» получила более высокую оценку, но и она крестьян уже не вполне удовлетворяет по производительности. К тому же часто ломается. Скажем труба, выводящая из двигателя газы после сгорания топлива, слишком близко расположена к электропроводке. Последняя иногда загорается. А что такое горящий комбайн на хлебном поле, думаю, комментировать не надо. Есть немало и других минусов. Гомельчане прилагают огромные усилия, чтобы модернизировать машину, вывести на уровень того же европейского «Лексиона». 

Начальник Главного управления механизации и НТП Франц Минько на совещании утверждал: село в ближайшие несколько лет окончательно обновит парк комбайнов, где еще немало устаревших «Донов-1500» и тех же КЗС-7. Как говорится, технику совершенствуют… 

Тракторостроители  мотали  критику  на  ус 

Белорусские тракторы известны во многих странах мира. Мы выпускаем множество их модификаций для разных видов сельхозработ и в различных климатических условиях. Однако только что назначенному генеральным конструктором МТЗ Ивану Усу, образно говоря, пришлось мотать на ус достаточное количество серьезных нареканий, даже по знаменитому трактору «Беларус-12-21». 

Десять лет тому назад Беларусь имела на селе 110—115 тысяч колесных и гусеничных машин. Сегодня их – 56 тысяч. Нагрузка на каждую техническую единицу огромная, механизаторов не хватает. Многое можно было бы упростить, если бы тракторы были оснащены электроникой, имели комфортные кабины для работы. Что на деле? Боремся за бережное расходование энергоресурсов, но в республике считанные единицы техники МТЗ оснащены электронными датчиками расхода горючего. Кондиционеры, вентиляция в кабинах постоянно выходят из строя. 

Начальник Главгостехнадзора Валерий Злотник привел свой анализ. Техника большинства модификаций часто отказывает. С 2005-го по август 2007 года таких случаев только официально зафиксировано свыше шести тысяч. А сколько их прошло мимо инспекторов вышеупомянутой службы? 

Представитель Госкомстандарта привел и такой факт: МТЗ создал трактор 30-22. Выставил партию на тендер. Продал хозяйствам. Из-за конструкторских недоработок вся партия оказалась под забором. Пришлось чуть ли не на правительственном уровне принимать решение, чтобы тракторы вернуть на завод, а покупателям  возместить убытки. Примерно то же самое происходит с навесными косилками, произведенными на одном из отечественных предприятий: все до единого агрегата отказали… 

Франц Минько справедливо определил недостатки как болезнь роста. За короткий срок трактор экстра-класса не выпустишь. Производители стремятся обеспечить село надежной энергонасыщенной техникой в нужном количестве, а потребители хотят, чтобы она работала чуть ли не вечно. Задача же состоит в том, чтобы техника эффективно проявляла себя в период  гарантийного срока и в конце концов полностью выработала свой ресурс. 

Разговор на совещании не закончился констатацией фактов. Его участники приняли обращение к коллективам сельхозмашиностроителей, конструкторам ученым, инженерам. Выразили надежду, что те учтут опыт, накопленный в хозяйствах, по совершенствованию качества и снижению энергозатрат отечественных машин для АПК. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter