Как работают белорусские дипломаты в Италии

В политике штампам места нет

Как работают белорусские дипломаты в Италии
Продолжаем цикл публикаций о работе белорусских загранучреждений.

Рейс на Рим в минском аэропорту солнечный при любой погоде: в очереди на посадку шумно, много детей, на которых, шалящих, никто не шикает. А они и рады. Здесь даже обычно застенчивые интернатовские подростки улыбаются без особенных на то оснований и непринужденно здороваются со стюардессами по–итальянски: «Бонджорно!»



Зато в Риме на Виа дэлле Альпи Апуанэ, 16 даже шумные и экспрессивные итальянцы непривычно сосредоточенны и выдержанны. Этот адрес не для праздных людей — это посольство Беларуси.

Чтобы понять, как работают наши дипломаты в Италии, мы взяли один день — 27 июня. Обычный, а значит, до предела наполненный встречами, телефонными звонками и подготовкой документов.

На этот день у главы дипмиссии Евгения Шестакова было назначено несколько встреч, в том числе с послом Российской Федерации в Ватикане экс–министром культуры Александром Авдеевым. Но раннее утро традиционно «штабное» — короткое совещание с дипломатами. И хотя со стороны оно больше напоминало дружескую беседу, это был четкий разговор специалистов, по существу.

Затем нашлось время и для маленькой экскурсии по посольству. Это небольшой особняк в стиле современного офиса. Глазу фотографа зацепиться здесь не за что: никаких архитектурных особенностей, гладкие стены, небольшие кабинеты. Но скромность обманчивая. Здесь явно не экономили на оргтехнике: опытным глазом оценила мощные современные компьютеры, да и кофе здесь явно из лучших в городе. А вот размеры посольского дворика подтверждают, насколько в Риме дорогие земля и недвижимость.

— Зато у нас плодоносит апельсиновое дерево и пошла в рост березка с родины. Да, наше здание — офисное, функциональное, не предназначенное для проведения представительских мероприятий, но это абсолютно нормально: Президент говорит о том, что современная дипломатия сегодня должна быть в высшей степени прагматичной и нацеленной на результат, — успевая отвечать на телефонные звонки и на разные мои вопросы, Евгений Андреевич уже явно не со мной, чувствую, готовится к очередной встрече.

Поэтому спешу задать «волнующее» — кто в посольстве самый главный дипломат: тот, кто занимается политическими вопросами или экономикой, консул или, может быть, ответственный за научно–техническое сотрудничество?

— Работа посольства нацелена на реализацию конкретной глобальной задачи. В нашем случае это взаимная торговля, экспорт, — уточняет посол. — Политическая работа, гуманитарное сотрудничество, работа со СМИ, консульская работа, научно–техническое сотрудничество — это все важные повседневные составляющие деятельности дипломатов. Но сегодня мы говорим, что без нормальной политики не может быть экономики. Поэтому все эти направления работают прежде всего на одну глобальную цель — на формирование достойного, непредвзятого отношения к нашему государству.

Мы за диалог — взаимоуважительный, пусть и критический, — но диалог со всеми странами Евросоюза. Идеального в мире нет ничего. Мы наши недостатки не замалчиваем, обсуждаем их, стараемся решать то, что в нашей компетенции. Задача посольства — разъяснять, знакомить, убеждать, заинтересовывать, чтобы отношение к стране не основывалось на устоявшихся ложных представлениях, ссылках на штампы.

Жизнь дипломата незначительно отличается от работы любого другого государственного служащего. Правда, рабочий день ненормирован, выходные дни для дипломатов скорее исключения. Домой сотрудники дипмиссии редко попадают раньше полуночи, но начинается день обычно в 8 утра.

Первые часы, как правило, лучшие для работы с документами и письмами. Потом начинаются звонки, встречи с чиновниками в органах государственного управления и коллегами по дипкорпусу. Сотрудник загранучреждения, особенно в торгово–экономической службе, должен быть, по сути, мобильным менеджером. Дипломаты не могут себе позволить такую роскошь, как кабинетная работа: наиболее эффективно торгово–экономические вопросы в Италии решаются при личных контактах — глаза в глаза. Вся работа посольства — это тот фундамент, на базе которого развиваются наша торговля и наш экспорт, а в конечном итоге растет благосостояние нашего народа и нашего государства. Торгово–экономическая служба — это локомотив, который работает на реализацию главной задачи посольства.

К слову, штат миссии небольшой, поэтому квалификационные требования к сотрудникам максимально высокие: у всех, как правило, два высших образования, хорошая языковая подготовка. Сам посол владеет четырьмя европейскими языками. Еще одна отличительная черта нашей дипмиссии в Риме — активное присутствие в социальных сетях интернета. Как говорят сотрудники посольства, это сегодня самая мобильная и эффективная возможность распространения информации о деятельности дипмиссии и о политике Беларуси. И молодые деятельные дипломаты здесь не отстают.

«Локомотив» набирает обороты


— За последние пять лет товарооборот между Беларусью и Италией вырос с 900 млн. долларов в 2009 году до 2миллиардов в 2013–м, — старший советник Евгений Соболевский подкрепляет тезис посла конкретными цифрами: — При этом экспорт увеличился почти в пять раз и при кратном росте экспортно–импортных товаропотоков отрицательное сальдо сократилось с 522 млн. долларов до 204 млн. долларов.

Обороты не снижаем: за первые четыре месяца этого года взаимный оборот вырос на 16,2 процента до 783,6 млн. долларов, при этом экспорт составил 450,6 млн. долларов — темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 120,5 процента. Радует, что сложилось положительное сальдо в размере 117,5 млн. долларов и здоровая структура импорта — в основном это технологии. Модернизация экономики невозможна без приобретения современных технологий и производств. Именно они составляют большую часть белорусского импорта из Италии.

Вторая серьезная задача «экономистов» дипмиссии — это привлечение инвестиций, что необходимо для модернизации экономики. Сегодня это вопрос номер один на повестке дня любого государства для выживания и его конкурентоспособности. Мы тут не исключение. Работаем: за последние пять лет объем прямых ежегодно привлекаемых инвестиций из Италии в Беларусь вырос с 3,1 млн. долларов до 56,6 млн. долларов.

За первый квартал 2014 года прямые итальянские инвестиции в нашу экономику составили 17,5 млн. долларов — рост в сравнении с прошлогодним периодом в 11,4 процента.

Сегодня Италия входит в группу лидеров по количеству созданных совместных и иностранных предприятий в Беларуси. Так, в базе данных Единого государственного резерва юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Беларуси значится 173 действующих юридических лица с итальянским капиталом. Это 102 совместных предприятия и 71 иностранное предприятие с итальянским капиталом.

Благодаря конструктивному взаимодействию белорусской стороны с крупнейшим экспортным кредитным итальянским агентством «САЧЕ» удалось не только обеспечить продолжение процесса модернизации ряда отраслей нашей промышленности итальянским оборудованием, но и получить в прошлом году рекордный объем гарантий по сделкам в размере 100 млн. евро.

Ежедневная работа сотрудников торгово–экономической службы — это ответы на десятки запросов от белорусских субъектов хозяйствования. Обращаются за какой–то информацией — нужно проверять по их запросам потенциальных партнеров: насколько надежны, какая репутация, платежеспособны ли?

Иногда, к примеру, спрашивают: кто может купить наш торф? Это только кажется, что сегодня есть интернет и через него можно найти ответы на все вопросы. Но на самом деле все не так просто.

На крупных предприятиях есть маркетологи, может быть, они даже лучше нас ориентируются на итальянском рынке по своей тематике. Но ведь есть еще десятки небольших предприятий в районах, которым самим достаточно сложно сориентироваться. Посольство для них открыто: мы оказываем помощь всем субъектам хозяйствования вне зависимости от формы собственности. К нам обращаются как государственные предприятия, так и частники. И мы здесь никого не делим на своих или нет — это все наши люди, налогоплательщики. Любые их удачные сделки — это наш общий экспорт или необходимый для нас импорт, они все равны.

Другое дело работа с нашими грандами — им не надо, чтобы мы их, условно говоря, водили за ручку. Но в любом случае мы стараемся не выпускать из своего поля зрения и их работу на итальянском рынке: если где–то ошибаются, мы подсказываем, страхуем, зная специфику. Конечно, мы не претендуем на знание, как продавать их продукцию, но мы знаем правила игры в стране пребывания и просто обязаны подсказывать и организовать, чтобы была возможность дойти до каждого конкретного покупателя.


Все дороги ведут в Рим


Мало в мире таких мест, где ноги твои стоят на территории одного государства, руки упираются в другое, а зрение удивляется архитектурным символам могущественного и влиятельного третьего государства. Но в Риме это возможно — одновременно лицезреть Италию, владения Ватикана и Мальтийского ордена.

Эта итальянская особенность накладывает свой отпечаток на работу всех дипломатических миссий: Рим как точка дипломатического присутствия включает в себя огромное количество посольств, аккредитованных непосредственно в Италии, огромный блок посольств в Ватикане и при суверенном Мальтийском ордене. Приходится так или иначе взаимодействовать одновременно с тремя политическими силами, весьма влиятельными на мировой арене. Очень у многих государств здесь по три дипломатических представительства, как, к примеру, у Российской Федерации.

Еще одна категория миссий — аккредитованные при ФАО — Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. В прошлом году Беларусь подписала Соглашение с организацией о технической помощи — теперь созданы правовые условия для реализации на территории нашей страны различных проектов ФАО. Один из которых — «Экстренная помощь для контроля за вспышкой африканской чумы свиней в Беларуси» с бюджетом в 420 тысяч долларов — реализуется в стране с прошлого года. Минск готов участвовать и в других проектах организации. Активный диалог с ФАО продолжается: во второй половине текущего года ожидается визит в Минск генерального директора ФАО Жозе Грациану да Силвы.

Сплав реакции и стальной выдержки


Самое многолюдное место в любом посольстве — это консульский отдел. Его работа только на первый взгляд состоит лишь из процедуры выдачи виз — к слову, в прошлом году их было выдано 11 тысяч. Сотрудники консульской службы ведут дела об усыновлении, участвуют в судебных процессах, совершают различные нотариальные процедуры.

В консульстве, несмотря на неприемный день, царит рабочая обстановка. Потому что, кроме личного приема, телефонных звонков, сотрудники ежедневно отвечают на электронные письма.

Советник по консульским вопросам Виктория Пархотик говорит, что их бывает иногда более тридцати:

— Но мы сами пошли на такую форму работы. Потому что речь обычно идет о перечне документов, которые нужно бывает собрать гражданам. Телефонный разговор оставляет порой поле для недоразумений: «А вы мне так сказали, ой, не услышал, забыл!» А ведь к нам приезжают граждане со всей немаленькой Италии.

Отдельная история — свидетельства о возвращении. Это документ для возвращения в страну в случае утраты паспорта. В Италии нередко случается, что наши туристы лишаются документов вместе с кошельками. Увы, в туристический сезон в Италии не только отдыхают: мошенники и карманники всех мастей работают не покладая рук.

Когда к нам обращаются счастливые родители, мы настоятельно предлагаем белорусско–итальянским парам получить для ребенка и белорусский паспорт. Это уже стало классикой жанра, когда белоруски сталкиваются с тем, что, если у ребенка нет белорусского паспорта, итальянский отец может не дать разрешения на выезд малыша. И тогда поездка домой к маме квалифицируется как похищение ребенка. Мы за любовь и счастье, но в жизни бывает всякое, с чем мы, собственно, и сталкиваемся. Поэтому всех наших граждан, которые обращаются в посольство, консультируем по самому широкому спектру юридических тонкостей.

Неприемный день в посольстве — это не выходной, это возможность работать с теми проблемами, которыми озадачили «в приемный». На столе у Виктории Петровны гора почты. Каждый конверт — это два часа внимательной, сосредоточенной работы. Люди женятся, разводятся, устанавливают отцовство — это чья–то судьба, проблемы юридического свойства, от которых нельзя отмахнуться или решить одним росчерком пера.

— Консульская работа, — размышляет госпожа консул, — это люди. Наша работа не терпит верхоглядства, чванства и высокомерия. Может быть, самое непростое для сотрудника — это соблюсти здоровый баланс между эмоциональной отзывчивостью, эмпатией и деловитой отстраненностью от проблемы. Консульская работа — это сплав быстрой реакции на событие и при этом стальной выдержки.

Пусть всегда будет солнце


Вчера из Минска прилетела очередная группа белорусских детей. На отдых в семьи. Редкие дети здесь в первый раз.

В основном это ребята из «чернобыльских районов», воспитанники детских домов и школ–интернатов, дети из неполных и малообеспеченных семей. Важно, что гуманитарные организации Италии реализуют различные проекты и в самой Беларуси — помогают с ремонтом детских оздоровительных лагерей, оказывают помощь и поддержку медицинским центрам, организуют обучающие курсы для выпускников детских домов. Итальянская Республика — основной партнер Беларуси по оздоровлению детей. Об этом красноречиво говорят и статистические данные — к примеру, из 24 тысяч несовершеннолетних, отдыхавших в 2012 году за рубежом, 13,2 тысячи провели свои летние каникулы именно в Италии.

asya_2@rambler.ru

Советская Белоруссия №131 (24514). Вторник, 15 июля 2014 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter