В политике главное — не заиграться

Некоторые всерьез считают, что политические технологии могут заменить собой политику. Помните российскую комедию «День выборов»? Команда массовиков-затейников что-то там придумывает, юморит. И — пожалуйста! Из пустышки, из ничего можно слепить губернатора, а то и кого покруче. Да так весело, с присвистом. Причем, замечу, то, что было показано в кино, — почти правда жизни. В России в поте лица трудится не одна шарашка политтехнологов. И я бы не взялся утверждать, что кто-то из них не приложил руку к нынешним событиям в Беларуси... А вообще, история знает немало случаев «технологического шовинизма». Отечественная в том числе. Правда, веселья там было поменьше.

Кароль Станислав Радзивилл.
Хотя оригиналов и шутников хватало всегда. Взять хотя бы Кароля Станислава Радзивилла, больше известного как Пане Коханку. Кстати, само прозвище тоже свое­образный политический ход. Обращаясь так к каждому встречному шляхтичу, он стремился подчеркнуть свою простоту и даже демократичность. На самом деле наследник огромного состояния стремился к власти во всем государстве. И ради этого готов был пойти на многое.

Некоторые звания и должности в тогдашней Речи Посполитой можно было просто купить. Так, в 20 лет Кароль Станислав Радзивилл стал генерал-майором, а всего через пяток лет — уже генерал-лейтенантом. Это при том, что в армии практически не служил. В 21 год он, с трудом освоивший грамоту, возглавил Трибунал Великого Княжества Литовского. Правда, на судебных заседаниях не появлялся и делами практически не занимался.

В то время в Речи Посполитой существовал своеобразный строй. Формально вся власть находилась в руках многочисленной шляхты. Она выбирала короля, на сеймах и сеймиках принимала важнейшие решения. Но фактически всем верховодили крупнейшие магнаты, скупавшие шляхетские голоса и манипулировавшие общественным мнением. Чарторыйские, Вишневецкие, Сапеги, Потоцкие и, само собой, Радзивиллы. Мастером политических технологий XVIII века был именно Пане Коханку. Излишнего образования для этого не требовалось. Нужна была сноровка, а главное, азарт.

В своей борьбе за должность то виленского воеводы, то великого гетмана литовского он пускался на всевозможные уловки. Подкупал шляхтичей-избирателей, просил помощи у иностранных государей. То вступал в открытую войну с Россией, то заискивал перед послом Николаем Репниным, который постепенно превратился в самую влиятельную фигуру на политической арене Речи Посполитой. Неоднократно отправлял в поход собственную армию, которая по силе ничуть не уступала войску ВКЛ. Сам или же через своих нанятых клиентов запугивал конкурентов, распускал о них невероятные слухи. Бывало, и лично оскорблял вполне заслуженных людей. Как это случилось с виленским епископом из рода Масальских. Чем вам не новомодный буллинг?
Во время собрания поветовой шляхты, где выбирали послов на сейм, Пане Коханку мог выехать верхом на бочке с вином, щедро угощая присутствующих под одобрительные возгласы. Да, и он слыл щедрым меценатом. Выделял огромные деньги на создание произведений искусства. Естественно, в своих владениях. 
По воспоминаниям современников, нездоровый образ жизни привел к тому, что Кароль Станислав стал обрюзгшим и тучным. Но он всячески старался поддерживать имидж едва ли не былинного героя. На полном серьезе рассказывал, как, прослышав, что в Налибокской пуще поселилась нечистая сила, он устроил охоту на нее. Изловчился да и выловил черта, затолкнул его в бочку со святой водой. Вот так избавил родной край от напасти.

Это сейчас ему приписывают лавры белорусского барона Мюнхгаузена. Но этот шутник и балагур своими чудачествами довел страну, в которой жил, к краю гибели. Из-за бесконечных интриг магнатов Речь Посполитая превратилась в самое слабое государство Европы. Фридрих Энгельс впоследствии писал о ее состоянии в XVIII веке: «Иностранные войска непрерывно оккупировали всю страну или проходили через нее; она служила им постоялым двором и трактиром». Естественно, за постой платить забывали.

Каролю Станиславу одной Речи Посполитой показалось мало, и он попытался применить свои уловки на широком европейском просторе. Пане Коханку ввязался в знаменитую авантюру с княжной Таракановой, выдававшей себя за дочь российской императрицы Елизаветы Петровны. Но на престоле была уже Екатерина II. Долго баловать она не позволила. Cамозваная княжна вскоре оказалась в Петропавловской крепости. А вся эта затея изрядно истощила состояние Радзивиллов.

Итог деятельности Пане Коханку известен. Большинства искомых должностей он не добился. Те, в которых пребывал, исполнял неважно. На свои интриги растратил огромное состояние, которое добывалось трудом десятков тысяч белорусских крестьян и мастеровых. А через пять лет после его смерти страна, за власть в которой он боролся, исчезла с политической карты Европы.

Конечно, к этой исторической личности можно относиться по-разному. Но согласитесь, опыт весьма поучительный.

Ведь политика — это не просто забавная игра, а прежде всего борьба идей, мнений, личностей. Технологии могут принести успех, временный и непрочный, породить иллюзию удачи. Но они никогда не приведут к окончательной победе. Верх одерживает тот, кому верят люди. Кто делами доказал свою состоятельность.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter