Минск
+1 oC
USD: 2.12
EUR: 2.36

В поисках «золотой акции»

Молдова пошла по пути Украины Похоже, Молдова не избежит досрочных парламентских выборов. 3 июня вторая (отложенная 28 мая) попытка избрать президента страны не увенчалась успехом. На голосование были выдвинуты только представители Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) – и.о. премьер-министра Зинаида Гречаная и молдавский посол в России Андрей Негуца. Такое выдвижение было сделано для соблюдения формальной процедуры – при избрании президента не допускается безальтернативное голосование. При этом еще до начала голосования было понятно, что второй кандидат не получит ни одного голоса коммунистов, он просто должен сыграть роль альтернативы. С этой задачей парламентское большинство блестяще справилось.

Однако выполнить программу-максимум ПКРМ не удалось. 3 июня имя нового президента не было предъявлено общественности. Зинаинда Гречаная получила ожидаемые 60 голосов своих единомышленников в то время, как для успешного избрания был необходим 61 голос. Среди трех оппозиционных партий не нашлось человека, который согласился бы внести свою «золотую акцию» и спасти ПКРМ и республику в целом от повторных выборов. Все оппозиционные депутаты бойкотировали голосование, поскольку считают апрельские парламентские выборы нелегитимными. После того как вторая попытка избрания президента не удалась, нынешний спикер (а в недавнем прошлом президент и действующий глава государства до официального избрания нового) Владимир Воронин заявил, что, так как избрание «было  заблокировано как 20 мая, так и сегодня, 3 июня, существуют определенные обстоятельства для роспуска парламента». Впрочем, эти предпосылки существуют не по чьему-то мнению, а согласно Конституции Молдовы. Именно Основной закон Республики велит распустить парламент и назначить новую дату выборов высшего представительного органа власти. День новых выборов должен быть назначен не позднее 45 дней со дня вступления в силу президентского указа. Таким образом, бывший и действующий одновременно президент-спикер должен подписать указ и дать старт новой избирательной кампании.
Для Молдовы наступают непростые времена. Новые выборы не имеют реальной альтернативы. Точнее, альтернатива есть, но в условиях Молдовы она выглядит нереалистичной. Это президент ядерной державы (да еще и по фамилии Ельцин с его медвежьей хваткой и железной волей) мог распустить Верховный совет. Президент самой бедной европейской страны, имеющий к тому же серьезные проблемы с легитимностью (как внешней, так и внутренней, что самое главное), не может себе позволить роскошь выхода за пределы правового поля. Даже если это поле ведет в тупик, а денег на избирательную кампанию нет. И это при том, что финансовый кризис не возьмет паузу и не снимет своего негативного воздействия на Молдову. Таким образом, Воронин вряд ли будет выступать с броневика и блокировать «антинародный парламент». Значит, остается один путь – идти на выборы.
Для коммунистов такой путь, наверное, не является катастрофическим. Новые итоги выборов вряд ли будут радикально отличаться от апрельских. Определенный ресурс популярности у них есть (особенно в сельской местности). Более того, консервативный (не политически, а эстетически) электорат столицы и страны в целом был сильно напуган «уличной интерпретацией» итогов последней парламентской избирательной кампании. Объективно это также работает на коммунистов (как гарантов стабильности). Но в то же самое время коммунисты очень дискредитировали себя операциями по «пересадке» одних и тех же персонажей из президентских кресел в кресло спикера, а из кресла спикера – в кресло премьер-министра.
Впрочем, Молдова после парламентских выборов – это уже далеко не та successful story, о которой с большой охотой говорили в Европе и в России. Апрельский экзамен  республика не сдала. После выборов страна вошла в серьезный внутренний кризис, от которого, похоже, выгоду получает только Приднестровье. О «мятежной республике» в Кишиневе сегодня мало кто вспоминает. Разрешить бы внутренние проблемы! Что же касается правого берега Днестра, то он переживает два вызова для легитимности. Власть утратила легитимность из-за сосредоточения на самой себе, неумения договариваться с оппонентами (один голос стал непреодолимой преградой для Воронина и его команды). Оппозиция же продемонстрировала свою инфантильность (не сумев взять на себя ответственность за уличные беспорядки и опять-таки не сумев поставить свои тактические интересы выше интересов страны). Все это дезориентирует избирателя, который может сделать выбор в пользу позиции «чума на оба ваших дома» и вообще проигнорировать повторные выборы. Что толку голосовать, если вскоре снова идти на участок? Ведь никаких гарантий в том, что вторые выборы станут последними, не существует.
Давайте себе представим, что либералы и либерал-демократы
(в реальности националисты-румынофилы) победят и «заглотные коммунисты» потеряют свое первое место. Означает ли это, что искомая цифра 61 будет найдена? Думается, что в такой успех «либералов» не верят даже они сами. Коммунисты же в случае такого сценария свою «золотую акцию» точно не отдадут и ни в какую «чудовищную коалицию» не вступят. Они же нормальные постсоветские политики, как и их оппоненты, и мыслить стратегически не готовы. Отомстить, решив проблему сегодняшнего дня, – пожалуйста. Впрочем, такой сценарий кажется нам практически невозможным. У «либералов» нет ресурсов, которые бы поставили ПКРМ ниже их. Значит, апрельская ситуация будет воспроизведена – с небольшим отклонением в одну или в другую сторону. Решительной победы по азербайджанскому или среднеазиатскому сценарию в Молдове не добиться никому. Использовать же административный ресурс по описанным выше сценариям Кишиневу не дадут США и ЕС (нет нефти и газа, как в Азербайджане, Туркменистане или Казахстане, и с исламским фундаментализмом он не борется, как официальный Ташкент).  
Таким образом, рано или поздно придется выбирать. Либо выборы без конца (сценарий, по сравнению с которым украинские игры покажутся детской забавой, потому что украинских ресурсов в Молдове просто нет), либо «чудовищная коалиция» и договоренности ради сохранения государства. Но для этого нужен иной калибр политиков (мыслящих шире и глубже, чем категориями очередного избирательного цикла). Смогут ли молдавские лидеры в ближайшее время пересмотреть свои подходы к политике и своим приоритетам, покажет время. Ждать осталось совсем немного.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...