В поисках утраченного

Историки утверждают, что древние города своей известностью обязаны, как ни странно, торговле. Или, как сейчас сказали бы, предпринимательской деятельности...
Историки утверждают, что древние города своей известностью обязаны, как ни странно, торговле. Или, как сейчас сказали бы, предпринимательской деятельности. Вполне возможно, что и битва на реке Немиге, описанная в «Слове о полку Игореве», состоялась аккурат возле ремесленных рядов. Поскольку городские рынки и базары в прежние века располагались на самом видном и доступном месте — большой площади, к которой можно было бы и на лошади подъехать, и на лодке причалить. Это преимущество давало городу импульс развития торговли. В рубрике «В поисках утраченного» о столице Беларуси Минске авторы писали о многом: известных памятниках, улицах, отдыхе горожан. Бесспорно, эта тема — неиссякаемая. Но сегодня речь пойдет об атмосфере города, которую задавали простые ремесленники, — главный люд любого города. Ведь промысел Божий, как известно, не знает границ...

Низкий рынок и средневековая Немига, пожалуй, являются родоначальниками торговли в городе. Когда–то Минск был портовым городом, а это значит, что торговый обмен осуществлялся неподалеку от берега. Поселения ремесленников и мастеровых вдоль берегов соответствовали логике того времени, они изменили облик нашего города: первые лавочки и «крамы» старались построить на главных городских улицах, и открывались они с восходом солнца... Представьте себе: раннее утро, негоциант пьет чай из самовара у раскрытого окна (картинка сия хорошо открывается в районе Троицкого предместья) в ожидании первого покупателя на его непревзойденный (!) товар, скажем, стеариновые свечи. А в глубине комнаты хлопочет у кроватки годовалого бутуза располневшая молодуха еще в ночном чепце... Да–да, именно такими могли быть среднестатистические минчане каких–нибудь 100 с лишним лет тому назад.

Истинное чрево тогдашнего Менска — Низкий, или Рыбный рынок с его шумом и гомоном, страстями и печалями покупателей, оборотистостью и безысходностью продавцов. Порой возгласы: «Окуньки, плотва!!!», «Мо–ло–ко!!!» напоминали стройный речитатив, но они не мешали рачительным хозяйкам с вместительными корзинками на изгибе локтя ориентироваться на рынке и торговаться. Пожалуй, все покупки заканчивались фразой: «И вам всего хорошего. На здоровьичко!» И не иначе! Впрочем, за ценой наши толерантные предки умели постоять. Уж будьте уверены! Просто им в отличие от одесситов и в силу своей генетической скромности хватило мужества не сочинять легенды и анекдоты о себе любимых на эту тему. Базар — дело тонкое, потому что пришел с Востока. Кстати, знаменитый одесский Привоз в то время был намного меньше по площади нашего Низкого рынка. Возможно, архивисты не оставили ярких базарных фраз и метафор еще и потому, что «мы не такие разумные, як у вашего батьки дети» — как тогда могли сказать здешние люди человеку, с которым не сошлись во взглядах.

Пришло время и бывшую Зыбицкую переименовывали в Торговую. Улица начиналась с площади Низкого рынка и пролегала вдоль правого берега Свислочи. Десятки лавчонок с мелким товаром, различными аксессуарами и прикладными безделушками заполнили небольшую улочку, а там и Высокий рынок раскрывает объятия каждому прибывшему коробейнику и купцу.

Гостей принимал первый отель города — «Гостиный Двор».

«Гостиный Двор ХIХ века наполняется лучшими магазинами, лавками и погребками. В них устроены галантерейные, москательные и фруктовые лавки; перед фруктовыми в прямой линии расставлены квадратные зеленые столы, на которых во всякое время года, особенно летом и осенью, найдете лимоны, сливы, апельсины и разных сортов яблоки и груши... На втором этаже помещаются чайные, довольно богатые прилавки с шелковыми, суконными тканями, и вообще с красным товаром», — так описывал первый «менский отель» путешественник Павел Шпилевский. Честно говоря, в то время остановиться в такой гостинице могли позволить себе избранные: заезжие купцы 1–й гильдии, путешественники по Западной Европе, именитые артисты. Для челяди — постоялые дворы и корчмы с «нумерами».

Купцы время зря не теряли: вели деловые переговоры, скупали по ближайшим местечкам и селам пеньку, конопляное и льняное семя, воск, мед, щетину. А по вечерам наведывали купеческий клуб с ресторацией, что рядом с отелем.

Неподалеку, у стен Бернардинского монастыря, размещались открытые торговые ряды. Здесь проходили первые контрактные ярмарки в день Святого Иосифа, который отмечается 7 марта. Для города это было не только большим событием, но и праздником. В это время массово продавали, покупали и даже брали взаймы. Евреи торговали ремесленными поделками, татары – овощами. Бородатые москвичи, нижегородские купцы предлагали меха, железо, стекло; вислоусые украинцы и смуглые балкане — вино, табак, чай; степенные прибалты — свежую и копченую рыбу. А для модниц минчанок — шелка и украшения из янтаря. Зрелищно и шумно проходили торги породистых скакунов: гнедых, вороных, чалых... Цыгане в этом деле — главные консультанты. А где цыган, то там и табор с гитарой и ученым медведем. Словом, ценили наши предки базарный день и удачный торг. Походя даже ситечка для заварки не покупали. В те времена на рынке не суетились.

Да! Обязательно на рынке проходили различные зрелища: батлейки показывали «Царя Ирода», цирк — канатоходцев, любительские театры давали сценки из античного времени.

Во второй половине ХIХ века на центральных улицах Минска появляются магазины, наполненные фирменными и, как тогда называли, колониальными товарами. Чего тут только нет! Чай, шоколад, какао, табак, оптовые и розничные точки текстиля и мануфактуры, кружевное белье, хозяйственные товары, письменные принадлежности и галантерея. Некоторые популярные магазины называли по имени их владельца. Например, Дом Райца торговал резиновыми изделиями, Дом Боршча имел семь отделов, Дом Этингера торговал модным эксклюзивным товаром — граммофонами и патефонами, пишущими заграничными машинками.

Особой популярностью у горожан пользовались так называемые погребки: Гаркави предлагал покупателям старопольский мед и прекрасные вина. Известный Дом братьев Раковщиков (владельцев винно–водочного завода) предлагал богатый выбор иностранных коньяков и вин, консервов, всевозможных сортов сыров и рыбы, двинской селедки, угрей, икры. Вот только ни в одном документе я не нашла подтверждения тому, что в погребках давали на пробу. На рынке, между прочим, бессовестные горожане в праздничный день могли пробовать вино до посинения, а вот в «цивильных местах» — извольте заплатить.

Надо сказать, что в гостинице «Европа» открыли книжный магазин. Там же была и библиотека с ежедневными поступлениями книг, свежих газет и журналов. Но о городских библиотеках мы поговорим в следующий раз.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter