В поисках утраченного

Ружаны — магнетическое место. Над городским поселком возвышаются руины старинного каменного дворца с почти не тронутыми подвалами. По поверью, на самой их глубине от недостатка кислорода гаснут свечи. И будто бы отсюда расходятся подземные ходы к Березе, Коссово, Слониму...
Ружаны — магнетическое место. Над городским поселком возвышаются руины старинного каменного дворца с почти не тронутыми подвалами. По поверью, на самой их глубине от недостатка кислорода гаснут свечи. И будто бы отсюда расходятся подземные ходы к Березе, Коссово, Слониму...

Однажды я попытался обследовать подземелье, но смог спуститься лишь на один этаж (подземные помещения занимают два этажа). Далее ход был завален совсем несовременным романтическим хламом.

«Сегодня туда уже можно попасть — мусор убрали ко времени проведения в Ружанах коллегии Министерства культуры», — обнадежил меня главный специалист по охране историко–культурного наследия управления культуры Брестского облисполкома Леонид Нестерчук. Кстати, по решению коллегии дворцовый комплекс попал в число 26 исторических памятников, которые подвергнутся первоочередной реставрации. В Ружаны реставраторы приедут, когда государство выделит 5,5 миллиона долларов. Надо полагать, в 1784 году немец Ян Самуэль Беккер требовал не меньшие деньги на перестройку дворца, простоявшего в первозданном виде с 1617 по 1700 год, но разрушенного во время Северной войны. Зодчий решил построить в Ружанах целый дворцовый ансамбль, что ему удалось. Новостройка завершилась в 1786 году. Гости въезжали в резиденцию князей из рода Сапег через браму, выполненную в виде триумфальной арки, по обе ее стороны располагались флигеля. Парадный двор и теперь представляет собой огромное замкнутое пространство, но в нем уже нет ни парка, ни сада, ни оранжерей. Лишь в центре зияют пустыми окнами сохранившиеся фрагменты самого дворца, в котором были парадные и жилые апартаменты. Полукруглая колоннада связывала дворец с западным и восточным корпусами. В них располагались картинная галерея, театр и манеж. Театр имел глубокую сцену с 7 планами кулис, что давало возможность трижды менять оформление во время спектакля. В двухъярусном зале находилось 29 изолированных лож. Труппу составляли 60 артистов и 40 музыкантов. Иными словами, было чем удивить европейцев.

Интересно, пускали ли в театр ремесленников и крестьян, которые титаническим трудом без всякой техники вырыли огромное подземелье, а над ним возвели столь же огромные каменные стены и своды? Моя дочь–старшеклассница почему–то уверена, что не пускали. А ведь первый хозяин дворца Лев Сапега являлся одним из авторов Статута Великого княжества Литовского... Демократические, плюралистические принципы государственного правления в ВКЛ, по мнению дочери (надо полагать, так думает учитель истории), для крестьян оборачивались лишними страданиями. Феодальная демократия княжества, как это ни парадоксально, проигрывала в экономическом и политическом отношении в сравнении с абсолютными монархиями не только европейского, но даже российского образца. Ведь феодалы ВКЛ, пользуясь свободами, делали из своих поместий «государства в государстве», в результате такая независимость привела лишь к ослаблению княжества, его неспособности защитить свой суверенитет.

Впрочем, чему только не научат в школе: первый ружанец, встретившийся мне на пути, высказал не менее интересную мысль. Якобы это был вовсе не дворец Сапег, а суконная фабрика. И прохожий ведь в чем–то прав! Сапеги приняли участие в восстании 1831 года. За это по императорскому указу русские чиновники конфисковали Ружаны и передали их в казну. Уникальная библиотека и архив также были конфискованы и вывезены из города. Сапеги перебрались в другое свое имение — Деречин, а в 1834 году дворец взял в аренду еврейский предприниматель. В великолепных покоях он организовал ткацкое производство. С тех пор судьба дворца незавидна. Пожар на фабрике в 1914 году серьезно повредил здание. И хотя в 1930–м его частично восстановили, мы сегодня видим руины, оставшиеся после сражения, разыгравшегося при освобождении Ружан от фашистов в 1944–м.

Дворцовый комплекс — далеко не единственная достопримечательность Ружан. На центральной площади Петропавловская церковь мирно соседствует с Троицким костелом, построенным в 1617 году на средства канцлера ВКЛ Льва Сапеги, и жилыми корпусами базилианского монастыря. Старая синагога напоминает о том, что когда–то в Ружанах жили евреи. Благодаря им в городе было налажено производство сукна, ковров, обоев, художественных поясов и многих других изделий. Впрочем, не только ремеслами и торговлей жили евреи. Они работали на местных промышленных предприятиях, в учреждениях.

Первое упоминание о евреях Ружан относится к 1623 году, но, вероятно, они поселились здесь значительно раньше. Историкам известен случай, когда в 1657 году против ружанских евреев был выдвинут кровавый навет. Незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. Молва обвинила в убийстве иудеев — им грозил погром, но против решительно выступили князья Сапеги. Евреи Ружан сильно пострадали во время Северной войны, однако общину продолжали считать богатой: в 1721 году, к примеру, с нее взимали 1.100 злотых подушного налога — столько же, например, взимали с общины в Вильно. В результате третьего раздела Польши Ружаны отошли к России. Для еврейской общины наступила эпоха возрождения. Если в 1847 году в городе жило 1.467 евреев, то 1897–м уже 3.599. Ружаны становятся центром еврейской учености. В городе существовала известная иешива (духовная школа), жили знаменитые раввины, работали средние школы с преподаванием на иврите и идиш, частная начальная школа, театральное общество. Активно действовали различные сионистские партии. Так что не случайно в Ружанах родился известный писатель И.М.Пинес, будущий премьер–министр Израиля И.Шамир, писатель А.Любошицкий и многие другие известные люди.

Однако после Великой Отечественной войны в Ружанах не осталось и 10 евреев. Фашисты оккупировали город 24 июня 1941 года. Лишь части молодежи удалось уйти на восток с отрядами Красной Армии. Через пару дней нацисты расстреляли 40 человек, заподозренных в том, что они коммунисты. Осенью в городе было создано гетто. 2 ноября 1942 года его обитателей отправили в концентрационный лагерь в Волковыск, а в конце ноября депортировали в Треблинку.

Сегодня герб городского поселка украшает венок из роз, в середине которого — изображение святого Казимира с крестом и лилией в руках. Следуя традиции, ружанцы в каждом дворе высаживают розы. Обещают высадить клумбы из роз в парадном дворе дворца Сапег, а на субботнике облагородить территорию. Здесь должно быть красиво уже потому, что Ружаны включены в туристический маршрут и теперь сюда каждый день приезжают гости. Даже то, что осталось от дворцового комплекса, поражает гостей своим великолепием. Не зря архитектуру называют летописью мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. На страницах «каменной книги» Ружанского дворцового комплекса запечатлены целые эпохи.

Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter