В поисках утраченного

«Я давно собирался навестить исторический Слуцк... Использовал первую же оказию. Было это в мае 1882»... Давайте отправимся в город на Случи следом за игуменским помещиком Александром Карловичем Ельским...
«Я давно собирался навестить исторический Слуцк... Использовал первую же оказию. Было это в мае 1882»... Давайте отправимся в город на Случи следом за игуменским помещиком Александром Карловичем Ельским. Человек, историческую образованность которого и сегодня под сомнение никто не ставит, поведет нас кратчайшим путем. «Про большак, хотя он и считается в Игуменском уезде военно–коммуникационным, нечего и говорить, ибо дороги наши отлично поясняют этимологию этого слова: каждая из них и впрямь дорогая, это значит, ценная для путешественников, в каждую секунду может случиться поломка экипажей, покалечатся лошади и люди. Сколько об этом пишут, но ничего не делается, чтобы улучшить сообщения в сельскохозяйственном крае. Традиционные польские мосты, корчи, топкие гати, ухабы, лужи... повсеместно стянутые с полей на дорогу камни, что мешают двигаться, свидетельствуют об экономической запущенности края.

Ельский — путешественник требовательный и автор справедливый. Так что и сомневаться не приходится, что именно такой и была давно «утраченная» дорога к Слуцку. Удивительное дело: богатый и тогда, к примеру, в веке XIX: и лесом, и плодородием почв, и умелой организацией переработки сельскохозяйственной продукции — край был лишен нормальной инфраструктуры. Город, давно выросший из стен замка, перешагнувший местечковые заборы, оставался поселением, неуютным для жизни. «Тридцать лет миновало с того времени, как я был в Слуцке, — продолжает рассказ Ельский, — в его духовной жизни многое изменилось, но внешний вид города остался неизменным... та же грязь, те же ужасные запахи от гнилой воды реки Случь и ее каналов, что пересекают город. Отравленный воздух вокруг воняет навозом, смрад и уличные руины никого не интересуют, ибо Слуцк в смысле неухоженности держит первенство. Я слышал от местного лекаря пана Францкевича, что Слуцк — это известный центр неискорененного тифа, а во время эпидемии холеры он всегда платил самую щедрую дань смерти...»

Другое дело Слуцк нынешний. Изменивший за сто с небольшим лет свой облик город не может не радовать своих жителей, новых и старых горожан, гостей, изо дня в день приезжающих по старым новым дорогам. Новое лицо Слуцка преобразилось еще больше во время подготовки к «Дажынкам–2005». А их в древнем городе отмечают по праву. И Ельский в конце XIX века не спорил, что хозяйствовать на земле случаки умеют.

Пройдитесь слуцкими улицами и улочками. Главный «проспект» — улица Ленина — протяженностью 11 км и прилегающие к нему «проспектики» могут стать познавательным экскурсом в промышленную историю города. Кирпичные, гончарные, кожевенные заводы Слуцка полтора столетия назад выпускали продукции на 3.850 рублей. А всего в уезде одних только гончарных предприятий работало 15. Объемы промышленного производства в денежном эквиваленте составляли 151.814 рублей. Цена тем, середины XIX века, рублям совсем, разумеется, иная, чем нынче. Для сравнения: корову можно было купить за пятьдесят копеек.

Центр города — и духовной истории кладезь. Наш современник поэт Евгений Гучок отношение многих своих земляков к городу выразил такими словами: «В Слуцке множество мест, где каплей любви я освящаю душу свою». А тем, кто впервые город начнет познавать, посоветовали бы заглянуть в тоненькую книжечку Рыгора Родченко «Слуцкая старина». Школьный учитель, краевед, которого еще называли «слуцким академиком», край свой и город знал «от» и «до». А в «Слуцкой старине» сумел сжато, лаконично пересказать многие вехи духовной истории города. Слуцк ведь не просто город, ставший на страже православия, но еще и храм просветительства. Монастыри и церкви сформировали здесь мощный бастион веры в добро, справедливость, в силу человека культурного и образованного.

Кстати, а вы знаете, что город на Случи может «постареть» на целое столетие?

Первое упоминание о городе принято относить к летописи 1116 года. Хотя некоторые историки приводят и другие, более ранние даты, например 1097 год, 1086–й и даже 1005–й. Последняя дата выглядит весьма заманчиво, поскольку давала бы повод в этом году отметить 1000–летие Слуцка.

Что говорит в пользу версии? В городе на Случи есть археологические материалы, относящиеся к периоду до ХII века. Это и византийская монета императора Василия I (867 — 886 гг.), найденная на посаде во время раскопок в 1999 году, и керамика XI века, обнаруженная в нижних пластах во время раскопок слуцкого детинца в 1985 — 1986 годах.

Как и любой город эпохи средневековья, Слуцк имел укрепления. В XII — XIII веках детинец окружал насыпной вал шириной в основании более 20 метров и высотой около 6 метров. По гребню шел бревенчатый частокол высотой не менее 2 — 3 метров. Опоясывал детинец и ров с водой. Шириной 25 метров и в глубину более 2 метров.

Археологические раскопки, которые проводились на детинце летописного Случеска, позволяют в какой–то мере реконструировать облик города XII — XIII веков.

Найдены и предметы вооружения: наконечники копий и стрел, шпоры и стремена, детали меча и сабли, кистень и булава. А еще украшения из цветных металлов (серебро, бронза), подвески и браслетики. Стеклянные бусы, перстни, браслеты на все вкусы слуцких модниц того времени.

Теперь несколько слов о Слуцке периода Великого княжества Литовского. В 1441 году город получает Магдебургское право. Слуцк — резиденция князей Олельковичей.

1506 год. День Успения Пресвятой Богородицы. Перекопские татары во главе с Баты–Гиреем пробуют взять Слуцк. Обороняет город княгиня Анастасия. Случай далеко не ординарный для тех времен. И что же? Штурмовали татары город и «подмёты чинили, и огонь подкладали», да вот только «случане боронились добре и много татар побили, з места стреляючи». Не с той ли поры ядра каменные, которые находят во рву и в речке Бычок, что рядом с замком протекает? Не взял города и мятежный князь Михаил Глинский. Вот только казакам Северина Наливайко удалось проникнуть сюда.

1593 год. Трифон Коробейников, дьяк в составе московского посольства, которое побывало тогда в Слуцке, делает запись: «А Менска Слутцкий град больше...»

Может, действительно так это и было, ибо даже в середине XVII века войска князя Трубецкого город взять не смогли. А в XVIII веке город приобретает бастионную систему укреплений. Остатки ее сохранились почти до конца 80–х годов прошлого столетия.

Великая Отечественная война — особая страница в истории Слуцка. Жертвенность, героизм, патриотизм! Но это тема для отдельной статьи...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter