В поисках утраченного

Больше года мы говорим в рубрике «В поисках утраченного» о городах и местечках Беларуси: когда построены, когда были восстановлены после очередной войны...
Больше года мы говорим в рубрике «В поисках утраченного» о городах и местечках Беларуси: когда построены, когда были восстановлены после очередной войны... На каждой открытке сфотографированы и жители. Мы, к сожалению, сегодня можем только предполагать, кто они такие, чем занимались и каков был уклад их жизни...

Например, сегодня перед вами древний Полоцк, точнее, все, что дошло от прошлых времен или сохранилось на этих открытках. Еще не все исторические тайны раскрыты и восстановлены по фактам учеными, но веками существующее расположение городских улиц и построек дает исследователям право на свои версии на тему уклада жизни в прошлых веках.

Многие герои Полоцкого княжества сегодня украшают энциклопедии славянских стран. Ну а Евфросиния — представительница знаменитого рода полоцких князей, династия которых насчитывает более 400 лет, безусловно, самая знаменитая в этом списке.

По определению средние века — это то, что уместилось посредине между древностью и новым временем. По моим весьма приблизительным понятиям, средние века — это та реальность, которую однажды описал Умберто Эко в романе «Имя розы». Уверена, что литературная версия исторического события выглядит добротней, чем утилитарная констатация факта ученого мужа.

Для начала вспомним смесь запахов: «плачущего» воска и влажного камня на мостовой... Слышите глухой стук деревянных башмаков монастырского повара в жаркой, как в преисподней, трапезной? А теперь вместе послушаем звуки средневекового города: бой часов, ржание лошадей, барабанную дробь и треск хвороста в площадном костре... Предсмертные крики еретика поглотит летопись. Это всего лишь «фонограмма» для иллюстрации уклада городской жизни.

И поскольку сегодня мы вспоминаем о знаковых фигурах того времени, то позволю предположить, что их энергетика — сильных и талантливых — через века способна оказывать влияние на нас. Ведь энергия, как доказали физики, может трансформироваться из одного вида в другой, но исчезнуть — никогда! А лирики вселяют надежду утверждением, что душа человека — бессмертна и биополе (его энергия) воздействует бесконечно... Наверное, поэтому у стен Софийского собора хочется говорить шепотом.

Полочанки из княжеского рода на протяжении веков славились своей неземной красотой и острым умом. Византийскому (близко к греческому) эталону красоты того времени соответствовал правильный овал лица, прямой греческий нос, маленький рот...

Рогнеда, Ольга Ярославна, Анна — каждая из них войдет в историю разных стран и культур. Причем рыжеволосая Анна не подпадала под тогдашний эталон красоты, но ее обаяние оценил французский двор, и Анна Ярославна стала королевой Франции. К полоцким княжнам приезжали свататься королевичи со всего мира!

Так однажды приехали и к 12–летней Предславе. Родители ее были по тому времени передовыми, образованными людьми: отец — князь Святослав (в христианстве Георгий) некоторое время жил в Византии, где и познакомился с достижениями византийской культуры. Мать — сестра византийского императора Мануила Комнина. Уже в раннем детстве Предслава была учена «книжному писанию», которое включало тогда такие предметы, как чтение, письмо, счет, пение, а также греческий и латинский языки. Узнав, что ее хотят обручить с молодым и влиятельным князем, Предслава тайно пришла в монастырь, постучалась в келью игуменьи — своей тетки — и, наверное, по–девичьи поплакалась той.

Напомню, что монастырь находился вблизи (или на территории) Софийского собора в Верхнем замке. Юная княжна понимала, что всецело проводить жизнь в молитвах и постах не получится. Что она в конечном итоге должна будет смиренно участвовать и в нелегких монастырских трудах: полоть, стирать, готовить... Как–то не хочется думать, что поступок полоцкой княжны объясняется только мотивами религиозного фанатизма. На этот шаг ее, одаренную девушку, толкнуло полное отсутствие возможности заниматься интеллектуальным трудом. Просто другого выбора, кроме жизни в монастыре, не было. Элементарного понятия о грамотности у женщин тогда не существовало, да и не было в этом необходимости. При пострижении в монахини Предслава получила имя Евфросиния. Позже Полоцкий епископ Илья, заметив безграничное самопожертвование молодой монахини, предложил ей создать недалеко от Полоцка (в деревне Сельцо) женский монастырь. В то время в деревне находился загородный архиерейский дом с небольшой деревянной церковью Святого Спаса, они–то и стали основой будущего монастыря. Действия епископа были дальновидны: за молодой монахиней в монастырь пришли и другие девушки из знатного рода, а значит, монастырь не будет нищенствовать.

И если свои фантазии загнать в формат газетной полосы, то тезисно отмечу, на мой взгляд, поступки Евфросинии Полоцкой в то время выглядели более чем революционно. Именно она, первая у славян, первая женщина в Европе, стала обучать грамоте всех желающих женщин–мирянок. Именно она создала первый кружок женщин–просветительниц, местом пребывания которого стал Спасо–Евфросиниевский монастырь. Открыла народные училища и строила храмы.

Известно, что в XII веке в Полоцком княжестве не все поклонялись христианству, язычество не изживалось долго. Спустя три столетия другой просветитель из Полоцка — Франциск Скорина начнет издательскую деятельность с «Псалтыри» Евфросинии Полоцкой...

Но время полочанина Скорины окрашено в другие цвета и звуки, и об этом мы еще вспомним.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter