В поисках утраченного

Музей в чем-то похож на человека - он переживает времена рождения, юности, затем взрослеет и.
Музей в чем-то похож на человека - он переживает времена рождения, юности, затем взрослеет и... Но вот здесь сходство, похоже, и заканчивается: человек не вечен, а музей способен существовать веками и быть своего рода символом победы над всепоглощающим временем. Конечно, наши музеи в своем большинстве еще сравнительно юные: немногие имеют за плечами вековые традиции и славную историю, но тем не менее проходят годы и хранилища сами становятся своего рода экспонатами, по которым мы отслеживаем нашу историю.

Национальный музей истории и культуры Беларуси прожил почти век, чтобы стать в конце концов главной "скарбнiцай" страны. Из провинциального губернского через статус областного, а затем государственного только к концу ХХ века это хранилище древностей получило заветный титул национального. А ведь когда в 1908 году любители старины и члены Минского церковного комитета открывали свое собрание для публики, вряд ли они могли даже предполагать, что их скромные заслуги в начале третьего тысячелетия будут возведены в ранг подвига.

Минский церковно-археологический музей создавался с весьма прозаической целью: собрать свидетельства о "русскости" и "православности" Северо-Западного края, как назывались в то время литовско-белорусские земли. Но идеология неприметно отходила на второй план, и победили в результате не идеи "господ в ризах", а задумки ученых мужей. И здесь уместно назвать имя председателя Минского церковного комитета А.Снитки, а также хранителя церковно-археологического музея Д.Скрипченко. Они организовали в начале 1900-х годов несколько научных экспедиций. Одна из них была направлена в Слуцк - в древний Тройчанский монастырь, откуда в Минск были привезены уникальные рукописи и книги XVI - XVIII веков. Монастыря давно уж нет, но чудом сохранились его архивы. Вывезенные из Слуцка в начале минувшего столетия пожелтевшие от времени бумаги ныне украшают один из залов дома N 12 по Карла Маркса. Они и стали основой выставки "У пошуках страчанага", которой начинается долгосрочный проект, рассказывающий об истории "музея с пушкой". Кроме автографов известных деятелей минувших веков, среди коих отмечу князя Богуслава Радзивилла (того самого, который в пику полякам разорвал унию Литвы с Польшей и заключил в Кейданах союз со Швецией) и гетмана Казимира Яна Сапегу, на выставке можно увидеть уникальные рукописные и старопечатные книги, причем некоторым из них почти полтысячи лет. Особенно интересен рукописный фолиант из Турова 1521 года. В Минск он попал из деревни Семежево Слуцкого уезда в 1910 году и, несмотря на революции и войны, благополучно пережил ХХ век и ныне (как новенький, только что вышедший из-под руки писаря!) радует глаз замысловатыми буквами и рисунками.

Не менее познавательны представленные на выставке фотографии из этнографических экспедиций Исаака Сербова. Этот ученый изъездил буквально всю Беларусь вдоль и поперек, именно благодаря ему мы знаем о том, во что одевались и как жили наши предки.

Фотографии, древние рукописи и книги впервые, пролежав почти 100 лет на полках музейных хранилищ, стали доступны для всеобщего обозрения. И это только начало, впереди новые выставки: об истории предтеч Национального музея истории и культуры 20 - 40-х годов и т.д. Новые имена, ранее не известные документы, уникальные экспонаты - все это еще откроется нашему взору. И будет на что посмотреть, ведь сегодня в Беларуси экспонируется только 3 процента всего музейного богатства - значит, конца открытиям не предвидится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter