В поисках утраченного

Слоним — город, о котором можно говорить бесконечно.
Если вы еще не бывали в Слониме, то опоздали как минимум на 200 — 300 лет. И много чего уже не увидите. Но сильно все–таки не огорчайтесь. Слоним — город, о котором можно говорить бесконечно, да и посмотреть здесь даже сегодня есть на что.

Три года назад он отметил свое 750–летие. Но, по археологическим данным, укрепленное селение на территории современного города могло возникнуть еще в 1036 году. В XII веке уже был построен деревянный замок. С оборонительной ролью связано и происхождение названия Услоним, Вслоним (от восточнославянского «услона», что означает заслон, форпост).

В XIII веке Слоним входил в состав Великого княжества Литовского. А в 1410 году слонимская хоругвь принимала участие в Грюнвальдской битве с крестоносцами.

Интенсивное развитие города приходится на время, когда слонимским старостой стал великий литовский канцлер Лев Сапега. Он построил в центре большой деревянный дворец, где в 1631 — 1685 годах проходили заседания сеймиков Великого княжества Литовского.

По указанию нового владельца Слонима гетмана Михала Казимира Огиньского пришедший в ветхое состояние дворец в 1768 году разобрали. А на его месте в 1780–х создали обширный архитектурный ансамбль. Кстати, Михал Огиньский всегда отличался пристрастием к реформам, пропагандировал просветительские идеи. Находясь во Франции, написал для знаменитой «Энциклопедии» статью «Арфа». Интерес был совсем не праздным. Огиньский усовершенствовал этот инструмент, придумав педали. А однажды он три часа подряд играл на своей арфе для Дидро.

Вернувшись в Слоним, Михал Казимир Огиньский полностью изменил облик города над Щарой. В архитектурный ансамбль вошли театр, малый канал, оранжерея, типография, парк и другие постройки. Мест в театре — на две тысячи зрителей. Кроме просторного зала, еще — 116 комнат, а также пышный «зал богинь» в стиле рококо. Многочисленные и частые гости любовались богатейшей художественной коллекцией, собранной родом Огиньских в самых разных краях. Сцена театра позволяла показывать не только спектакли и балетные постановки, но даже театрализованные конные баталии и водные феерии. Если действо того требовало, часть сцены заполнялась водой из канала, перед зрителями плавали лодки.

И не случайно город в те времена называли полесскими Афинами. При дворе гетмана прошли детские годы его племянника, впоследствии известного композитора Михала Клеофаса Огиньского. Позднее, уже в сморгонском Залесье, он напишет свой знаменитый полонез «Прощание с родиной».

В декабре 1818 года Слоним посетили царь Александр I и «декабрист без декабря» — поэт князь Петр Вяземский. Театр Огиньского к тому времени уже приказал долго жить. А знаменитый канал, построенный великим Фалькони, был запущен. Именно о такой встрече Вяземский с горечью напишет: «Все прах, все воспоминания...»

Рассказывая о гетмане Огиньском, следует вспомнить, что он занимался рисунком и живописью, писал музыку и стихи.

Слоним дал миру много талантливых людей: писателей, музыкантов, художников, историков, ученых, политиков. Всех просто невозможно перечесть. Но об одном человеке, который жил в прошлом столетии, нельзя не вспомнить. Речь об историке, краеведе, археологе, коллекционере, основоположнике местного краеведческого музея Иосифе Стабровском. Будучи ровесником Ленина, он всего два года не дотянул до своего столетия. По результатам опроса местной газеты, Стабровский назван лучшим слонимчанином ХХ столетия. Более 50 лет он скрупулезно собирал все, что могло представлять историческую ценность. А потом подарил свои коллекции городу.

Среди сокровищ Иосифа Стабровского немало редких находок, привлекавших тысячи посетителей. Кстати, в первые годы после освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков Слонимский краеведческий был единственным музеем, принимавшим посетителей.

Еще шла война, и через город на запад проходили воинские части. В часы короткого солдатского досуга воины с удивлением разглядывали голову каменного древнеславянского идола, знакомились с редчайшей коллекцией каменных орудий труда Х века. Не скрывали довольной улыбки, читая под серебряным бокалом слова: «Сия чаша принадлежит ближайшему сподвижнику Наполеона — Мюрату. Удирая от русских войск, он не успел воспользоваться ею». С интересом всматривались в пожелтевшие от времени автографы Пушкина... И каждый задавался вопросом: как удалось Стабровскому уберечь все это от немцев?

А уберег слонимский краевед ценных реликвий очень много, при этом не единожды рискуя собственной жизнью. Однажды музейщик был на центральной городской площади. В это время гитлеровцы привезли на грузовиках и сбросили на камни мостовой тысячи томов книг. «Сжечь!» — приказал комендант.

В ту ночь, не чувствуя усталости, Стабровский таскал мешками книги домой. Тогда удалось спрятать в надежном месте около десяти тысяч томов, которые впоследствии были переданы в Слонимскую районную библиотеку.

Сегодня краеведческий музей в Слониме носит имя Иосифа Стабровского. На стене здания — мемориальная доска в память об этом знаменитом слонимчанине. Ее выполнил местный скульптор Леонид Богдан. А в честь Огиньского в Слониме названа одна из улиц, его имя носит и малый канал в городе. Есть также улица Оперная, по которой когда–то спешили артисты в свой лучший театр Европы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter