В поисках утраченного

Витебский регион среди прочего интересен своим соседством с латышскими и российскими окрестностями...

Витебский регион среди прочего интересен своим соседством с латышскими и российскими окрестностями. Расположенные там небольшие городки когда–то входили в состав огромной Российской империи — в Полоцкую, затем Белорусскую и потом Витебскую губернии. В том числе и Лудза, называвшаяся до 1920 года Люцином, — административный центр в Латвии и одно из самобытных поселений.


Этот восточный край Латвии еще называют Латгалией. Здесь, в примечательной озерно–лесной сторонке, в Даугавпилсе, Резекне, Краславке и других местах, компактно проживало немало белорусов. Занимаясь поисками материалов о судьбе русского и туркменского языковеда, и ныне почитаемого в Ашгабате, Александра Петровича Поцелуевского, я нашел два разных по времени текста его автобиографии. Родился наш сородич в Режицком уезде, в местечке Букмуйжа, в той самой Латгалии, но никогда не забывал указывать, что является потомственным белорусом. И таких примеров множество.


Еще в 1960–е годы одним из более чем ста официально признанных языков народов и народностей СССР был и латгальский. Но уже в перестроечное время председателю правления Советского фонда культуры академику Д.Лихачеву доводилось не раз восстанавливать справедливость в отношении латгальцев. Указывать на то, что в большой стране забыли о такой этнической группе населения.


Но давайте немного познакомимся с историей Лудзы, или по–старому — Люцина. Известен город с 1177 года. В 1399 году тевтонцы построили здесь крепость. Причем не на пустом месте. Еще раньше в древнем поселении существовало оборонительное сооружение. Город использовали как форпост Ливонии. И судьба у этого места типичная для пограничных, порубежных краев. Нападали на мирных горожан и русские, и хозяева Великого княжества Литовского. Знакомясь с развалинами городского средневекового замка, от сведущих экскурсоводов (а ими могут быть работники местного краеведческого музея или городского туристического информационного центра) вы непременно узнаете о многих военных страницах небольшого поселения. Когда русские войска в 1559 году прошлись по Ливонии, политики и военачальники распорядились судьбой Люцина следующим образом: отдали город в залог Польше. А окончательно к Речи Посполитой присоединили его в 1561 году. Но в 1577–м новыми хозяевами в нем стали русские. С 1582 года — снова поляки. А в 1777 году началась история Люцина как уездного центра огромной Российской империи. Приблизительно на те времена пришлось и разрушение Люцинского оборонительного замка. В городе очень трепетно относятся к родным руинам, считают их главным свидетельством былой славы и былого величия.


Сегодня в Лудзе, кроме как к замковым развалинам, можно наведаться и в православную церковь Успения Божьей Матери, и в римско–католический костел. Некогда в старом городе действовали и синагога, и протестантская церковь. В конце XIX века среди горожан разных вероисповеданий зарегистрированы были также раскольники.


Мы же, заглянув в арсенал литературной истории края, ищем здесь белорусские следы. Интересной представляется судьба семьи Сахаровых. Белорусский фольклорист, этнограф, педагог, публицист Сергей Петрович Сахаров — уроженец Полоцка, в Люцинский уезд приехал после окончания Витебской духовной семинарии. Отказавшись от сана православного священника, наш земляк начал учительствовать в деревне Пасино. Затем его пригласили преподавателем в Люцинское городское училище. В Люцине Сергей Петрович женился на Ольге Никанович, дочери православного священника. Супруга занялась литературным трудом. Одна из ее книг — сказочная феерия «На Полоцком замчище». Ольга Федоровна стала активной помощницей мужа в сборе белорусского и латгальского фольклора в окрестностях Люцина и вообще в Латгалии. Сам Сергей Петрович две свои работы посвятил Люцину — «Краткая записка о существовании Люцинской гимназии за время с 1917 по 1921 год по случаю первого выпуска учащихся» и «Город Лудза в прошлом и настоящем». Мне удалось познакомиться только со второй из них. Краеведческий очерк, хотя и издан в 1935 году, до сих пор представляется хорошим документальным путеводителем по Люцину. Много сил и стараний семья Сахаровых отдала организации белорусского просветительства в Латгалии и Люцине. Среди деятелей латышской культуры, кто благоприятствовал начинаниям белорусов, был поэт и министр образования Латвии Янис Райнис. Кстати, его родовые корни — на Витебщине. Судьба Сергея Сахарова в конце сложилась непросто. В апреле 1945 года педагога и ученого арестовали и выслали в Казахстан. Довелось пройти через лагеря Карабас и Батык. В Латвию Сергей Петрович вернулся только в 1950 году. И по мере своих сил продолжал заниматься изучением белорусского фольклора Латвии. К сожалению, многие исследования ученого и публициста так и остались в рукописях.


С Лудзой связана еще одна интересная судьба, оставившая заметный след в белорусской истории. Речь о герое Отечественной войны 1812 года генерале Якове Кульневе: он родился в Люцине и погиб недалеко от Люцина. Сегодня и в Полоцке, и в Лудзе есть улицы, названные в честь Кульнева. Наверное, в 2012 году, когда будет отмечаться 200–летний юбилей Отечественной войны 1812 года, о генерале, отважном командире гусар, вспомнят еще не раз.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter