В поисках утраченного

Этот выпуск рубрики «В поисках утраченного» начну с небольшой биографической справки об Алексее Сергеевиче Суворине, журналисте, писателе и издателе конца XIX — начала XX века, покровителе Антона Павловича Чехова. Он не деятель белорусской литературы. И тем не менее его можно отнести к участникам белорусского культурного процесса...

Этот выпуск рубрики «В поисках утраченного» начну с небольшой биографической справки об Алексее Сергеевиче Суворине, журналисте, писателе и издателе конца XIX — начала XX века, покровителе Антона Павловича Чехова. Он не деятель белорусской литературы. И тем не менее его можно отнести к участникам белорусского культурного процесса.


Алексей Сергеевич Суворин — сельский уроженец российских воронежских краев (1834 — 1912 гг.). Главными для него всегда были российская жизнь и российская культура. Общественно–политические взгляды литератора трансформировались от либерально–демократических до национал–монархических. Его критиковали и Ленин, и Салтыков–Щедрин, и многие другие. Но нас интересует не это. Нас интересует издательская деятельность Суворина, в которой он преуспел и заслуженно завоевал уважение не только коллег–бизнесменов. Издатель Суворин отличился своим заметным вкладом в общий культурно–образовательный процесс огромной Российской империи, в состав которой, как известно, входила в ту пору и Белоруссия. А поэтому без ложной скромности о себе он писал: «Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал...»


С 1871 года Суворин начал свою издательскую деятельность. В 80–х годах XIX века он издал несколько сотен (около 400 названий) произведений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека», образцом для которой послужили аналогичные немецкие и французские выпуски. Ну а раз дешевая — значит, доступная не только привилегированным высокообразованным слоям общества. Издавал Суворин также научную, главным образом историческую, литературу, книги и альбомы по искусству (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Эрмитаж и др.), адресные книги, технические и справочные издания по типу «Вся Россия» или «Весь Петербург». И, конечно, типографии Суворина выпускали множество самых разных открыток, на что мы сегодня и обращаем ваше читательское внимание. Эту продукцию предприниматель Суворин продавал в сети собственных книжных магазинов. И что особенно интересно, ему удалось заполучить монопольное право на торговлю своей печатной продукцией на железнодорожных станциях и вокзалах всей империи. Этакий прообраз современной системы «Союзпечать» — не в смысле монополии, а в смысле принципа торговли. Особенно ходовым товаром в таких торговых точках становились открытки с видами мест, где пассажиры путешествовали либо мимо которых проезжали транзитом, но с остановками. А так как на территории Белоруссии с железными дорогами в то время уже дело налаживалось, то и внимание к местным достопримечательностям у издателей проявлялось немаленькое.


Представленные сегодня открытки из коллекции Владимира Лиходедова выпущены издательством А.Суворина в 1912 году: выходит, в наступающем 2012–м у них — столетний юбилей. Справедливости ради надо заметить, что сами снимки могли быть сделаны и чуть раньше, а копии тиражироваться несколько лет подряд.


1912 год. Время неспокойное, но пока достаточно мирное. Наследник австрийского престола эрц–герцог Франц Фердинанд жив–здоров и в удовольствие охотится на бесчисленных косуль и оленей в своих роскошных угодьях. Его будущему убийце Гаврило Принципу всего 17 лет, и он, наверное, тоже еще не вынашивает рокового замысла стать террористом, развязавшим огромную войну. Империи живут своей жизнью. Так же, как и скромные белорусские губернии, столь далекие от каких бы то ни было мировых политических перипетий и интриг и столь близкие к трагическому пожинанию плодов предстоящих глобальных потрясений. Фронт грядущей Первой мировой войны будет стоять на нашей земле долгих два с половиной года и оставит после себя десятки кладбищ, дотов и многие километры траншей, не сровнявшихся и до сих пор. Но пока на улицах городов стоят только памятники сражениям наполеоновской войны 1812 года — как, например, в Полоцке. Малиновым звоном привлекают прихожан прекрасные храмы, манят витрины магазинов, ресторанов, кондитерских, кафе, зовут под свою уютную сень парки и скверы, радует глаз спокойная тишина провинциальных пейзажей. Все дружно соседствуют, не мешая друг другу жить так, как кому нравится.


В Витебске православная Воскресенская церковь (ныне воссозданная) словно переговаривается с католическим костелом Святого Антония (вот этому храму не повезло с возрождением). Третьим участником в серьезном разговоре о вечном выступает башня городской Ратуши. А рядом, чуть ниже, ближе к мосту, свой отдельный, чуть легкомысленный диалог ведут гламурная гостиница Брози и французская кондитерская, очень популярная у горожан. Запечатленные на этих открытках Суворина картины необычайно живописны и, как говорится, содержательны. Но одна из них меня буквально зачаровала — та, которая подписана: «Збиричовская ул.», Брест. Какие дома! Сказка! А персонажи — фантастика! Совершенно ирреальные дамы в шляпах; колоритный господин при бабочке несет нечто, похожее на судки с едой, и за ним — видимо, на аппетитный запах — трусит тощая собачонка; основательная матрона в юбке до земли, обернутая шалью и с корзинкой на руке, впечатляет своей монументальностью; ребенок, выглядывающий из–за деревянного парапета, огораживающего сквер, и ростом с этот парапет, кажется, делает первые попытки узнать, каков он, этот мир... Каждый — своя собственная история, увлекательная и неповторимая. И открытка — ее анонс, неожиданный и краткий. Как остановка поезда на станции, где пассажир быстренько выскакивает из вагона, чтобы хватануть немного свежего воздуха и в ближайшем суворинском магазинчике купить картонный кусочек местной жизни. Думает — на память себе, а на самом деле — нам.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter