В поисках утраченного

В Новозыбкове был лишь однажды — проездом. Многого, конечно, не увидел. Но российский городок оставил ощущение уютности, какой–то теплоты...

В Новозыбкове был лишь однажды — проездом. Многого, конечно, не увидел. Но российский городок оставил ощущение уютности, какой–то теплоты. А еще — патриархальности. Деревянные домики напоминают о корнях города — слободе Зыбкой. Свечками устремляются в небо колокольни четырех действующих храмов. Два из них — Спасо–Преображенский собор и Никольско–Рождественская церковь — принадлежат старообрядцам.


Хоть и является город районным центром Брянской области, с Беларусью связывает его многое. Именно здесь во времена Отечественной войны 1812 года формировались полки, сражавшиеся с французами, к примеру, под Могилевом. В 1919 году Новобызков даже входил в состав Гомельской губернии, в Брянскую же был передан в 1926–м. Самым ярким своим спортсменом горожане считают Геннадия Высотина, которому в этом году исполнилось 60 лет. В начале 70–х прошлого столетия (когда жил и учился в Гомеле) он был одним из сильнейших в Беларуси в кроссе и стипльчезе. Объединяет Новозыбков с нашей страной и общая беда. На территории России Новозыбковский район — один из наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Зона с уровнем загрязнения более 40 кюри на квадратный километр — категорически непригодная для проживания — начинается всего–то в километре от черты города.


До 1809 года ни на одной карте Новозыбкова было не найти — существовала лишь слобода Зыбкая, основанная в конце XVII века староверами, укрывавшимися от властей. Основателем ее был крестьянин деревни Спесивцево Рыльского уезда Еремей Карпович Карпов. В 1704 году он получил вольную от своего помещика Афанасия Спесивцева и спустя 14 лет стал слободским бурмистром.


Во время Северной войны местные жители оказали поддержку русским войскам. Даже, участвуя в боях со шведами, одержали несколько побед. За это в 1716 году указом Петра I население старообрядческих слобод было освобождено от любых повинностей в пользу владельцев земель, на которых располагались их поселения. Этим же указом земли изымались у прежних владельцев и закреплялись за старообрядцами. Местные жители были переданы под управление специально созданного государственного учреждения — Раскольничей конторы.


В начале 60–х XVIII столетия над зыбковскими старообрядцами нависла угроза закрепощения. Указом императора Петра III слободы Добрянка, Радуль, Елионка, Климово, Зыбкая и Клинцы были переведены бригадиру, камергеру и генерал–адъютанту Андрею Гудовичу в вечное и потомственное владение. Соответствующие высочайшие указы были направлены в киевскую губернскую канцелярию. Однако вскоре Петр III был убит. Киевская губернская канцелярия обратилась за разъяснениями в сенат. И пришел новый указ, отменявший прежний.


В 1781 году в Зыбкой насчитывалось 77 дворов, 182 хаты и 7 бездворных хат купцов, 240 дворов с 334 хатами с 12 бездворными хатами мещан. В слободе числилось и 58 бездворных хат престарелых, живших за счет общества. Купцы держали в те времена 75 различных лавок. Торги проходили в Зыбкой два раза в неделю — по понедельникам и пятницам. Четыре раза в год — в апреле, июле, сентябре и ноябре — проводились ярмарки. Из Стародуба, Нежина, Семеновки доставлялись сукно, железо, ножи, красная рыба. Сами же слобожане торговали пенькой, конопляным маслом, кожами и мылом. В Зыбкой работало 14 мыльных заводов, производивших в год до 50.000 пудов мыла. Оно шло в Ригу, Москву, Орел, Калугу, Варшаву, Вильнюс, Люблин. Конопляное масло — в Кенигсберг, Ригу, Киев, Кременчуг, а юфтовые кожи, выпускавшиеся на трех заводах, — в Могилев и Бердичев.


Особую известность Новозыбковский уезд приобрел в конце XIX века благодаря развитию спичечной промышленности. Основателями производства стали Феофилакт Марютин из Вязьмы и купец Максим Волков. Волков, кстати, известен и как изобретатель зажигательной массы спичек без фосфора. В 1880–х число фабрик и заводов данного профиля в городе и его окрестностях достигло 10, а годовое производство товара доходило до 250 — 290 тысяч ящиков по 1 тысяче коробков в каждом. В общей сложности — на 705 — 740 тысяч рублей! А к началу нового века Новозыбковский уезд стал крупнейшим в стране производителем: с 1908 года «Российское общество спичечной торговли» магнатов Волкова и Осипова контролировало производство и сбыт спичек на всей бескрайней Российской империи, за исключением Восточной Сибири и Дальнего Востока.


Расцвет промышленности способствовал развитию образования и культуры. В 1872 году на основе уездного училища было открыто городское училище, в 1875 году — реальное училище, в 1880 году — женская гимназия, в 1899 году — сельскохозяйственное училище. В 1879 году в Новозыбкове была открыта земская уездная публичная библиотека.


Город очень быстро преображался. Но здесь свои коррективы внесли Первая мировая война, революция, гражданская война... Спичечные производства были разрушены. Восстанавливать их начали только в 1921 году, попутно механизируя. Но уже к 1928 году был превышен довоенный уровень производства спичек и развернулся экспорт продукции за границу. В 1930 году при фабрике «Волна революции» построили спичечную фабрику «Малютка», полностью ориентированную на поставки за рубеж.


И все же история Новозыбкова немыслима без истории старообрядчества. Причем не только во времена оные, но и в наши дни. С 1963 по 2002 год в Новозыбкове находился духовно–административный центр Русской древлеправославной церкви — Архиепископия древлеправославных христиан. В 2002 году она была переведена в Москву и преобразована в Патриархию.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter