В поисках утраченного

Что такое пресловутая «иезуитская улыбка», примерно знает даже тот, кто абсолютно ничего не знает о самих иезуитах...

Что такое пресловутая «иезуитская улыбка», примерно знает даже тот, кто абсолютно ничего не знает о самих иезуитах. Все скажут: ничего хорошего эта улыбка не сулит тому, кому адресуется. Действительно, старинный мужской монашеский орден Римско–католической церкви «Общество Иисуса» имеет далеко не однозначное общественное реноме. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно–нравственные требования. Для пущей пользы многим иезуитам разрешалось вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Иезуиты активно использовали казуистику, применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т.п. Слово «иезуит» приобрело переносное значение. Но бесспорно и другое: иезуиты стали организаторами множества образовательных и научных учреждений, причем не только на европейской территории.


История ордена иезуитов началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Начав активную карьеру военного, он стал в результате рыцарем Христа. В 1534 году Лойола и шестеро его близких друзей собрались вместе, чтобы создать духовную дружину. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: Omnia ad maiorem Dei gloriam — «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов, или «Общество Иисуса» — как ответ на ширившееся реформаторское движение. Некоторые исследователи называют орден иезуитов тайным агентом Средневековья, этакой политической разведкой того времени. Ведь даже возглавлял монахов не кто–нибудь, а генерал. А если к этому добавить еще существовавшую у иезуитов суровую иерархическую дисциплину с безусловным подчинением вышестоящему, далеко простирающиеся не только в духовном, но и в географическом плане интересы, значительную численность сообщества, включавшего только мужчин... Причем ставка делалась на людей умных, сильных. Неудивительно поэтому, что с самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Неудивительно и то, что образование они предлагали бесплатно для всех желающих, в том числе для иноверцев. На протяжении своей деятельности иезуиты учредили 24 университета и около 600 коллегиумов. Их школы открывались и на территории Белоруссии.


Первую вылазку на восток белорусских территорий иезуиты, уже базировавшиеся в Вильно, сделали в 1573 году — в Оршу. Однако коллегиум там открылся лишь в 1617 году при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сапеги и короля Речи Посполитой Жигимонта III Вазы. Коллегиумы появились в Несвиже, Витебске, Гродно и Жодишках, Могилеве, Пинске, Новогрудке, Слуцке, Бобруйске. Иезуитский костел святого Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов организовались в 1640 году в Мстиславле. Здесь в коллегиуме преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик, создавший первый в Беларуси литературно–научный журнал «Полоцкий ежемесячник».


Основные учебные предметы — латинский и греческий языки. Некоторое время для привлечения местной молодежи в учебных заведениях ордена даже преподавался белорусский язык. Позже иезуиты на землях Белоруссии стали уделять повышенное внимание изучению польского языка. Разработанные орденом учебные программы считались лучшими в мире до середины XVIII века, а многие из их наработок используются и поныне: классно–урочная система, система экзаменов и поощрений, система повторений пройденного материала, использование наглядных пособий. Практически все известные европейские политические деятели, ученые, философы и писатели того времени в молодости учились в иезуитских школах.


Иезуитские костелы на белорусских землях возводились в стиле барокко с заметным влиянием местной национальной школы: примеры тому — храмы в Несвиже, Гродно, Минске, Бресте, Пинске, Витебске, Юровичах... Строились они в основном на частные пожертвования короля, магнатов и местной шляхты, благодаря которым многие иезуитские монастыри стали крупными землевладельцами, имеющими значительные капиталы и тысячи крепостных крестьян. К богатейшим относился и Пинский монастырь. Сюда иезуитов пригласил в 1630 году местный стольник М.Ельский, который подарил им собственный дом. А в 1632 году иезуиты получили значительное пожертвование на обустройство от канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивилла, одновременно занимавшего должность пинского старосты. До конца 1640–х годов был построен величественный барочный костел Святого Станислава. Конечно же, при монастыре открылась школа, которую ежегодно посещали до 50 детей местных жителей. К 1675 году появились корпуса коллегиума. Значительные средства тратились на повышение уровня преподавания. Учебная программа возросла до пяти классов. Кроме того, действовало дополнительное четырехлетнее философско–богословское отделение, которое готовило воспитанников к поступлению в иезуитский орден. Прекрасные преподаватели со всей Европы, значительное количество учебно–методических инструментов и оборудования, а также превосходная библиотека сделали Пинский коллегиум одним из самых популярных в Белоруссии, и к концу XVII века здесь ежегодно учились уже до 700 юношей из всей Речи Посполитой. Придавали авторитет монастырю в обществе действовавшие типография и одна из первых в Белоруссии аптек. История Пинской иезуитской коллегии прервалась в 1773 году, когда Ватикан на время распустил монашеский орден иезуитов.


Еще одно заметное историческое место деятельности иезуитов в Беларуси — Полоцк. Полоцкий коллегиум открылся в 1580 году по указу короля Стефана Батория. Его ректором стал проповедник и искусный оратор Петр Скарга. В 1773 — 1780 годах на территории коллегиума возведены каменные амбары, конюшня, каретная, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. При коллегиуме содержались аптека, богадельня и музыкальная бурса. По указу императора Александра I Полоцкий иезуитский коллегиум был преобразован в академию с дарованием прав университета, и 10 июня 1812 года произошло ее торжественное открытие. Однако уже в 1820 году академию ликвидировали, а в здании разместили высшее пиарское училище.


Орден активно занимался миссионерством и, следовательно, организацией новых школ. Но в XVIII веке эра иезуитского школьничества в Белоруссии практически завершилась, оставив в истории свой заметный, яркий след.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter