В поисках утраченного

Жизнь Новогрудка постоянно омрачали военные действия...

В Новогрудок я всегда приезжаю с необыкновенным удовольствием. Приятно пройтись по городу, раскинувшемуся на многочисленных горках и холмах. Он красив в любую пору года. Особенно летом, когда утопает в зелени, и зимой, когда долго держит белоснежное одеяло. А еще нравится неповторимый и уютный центр. Там сразу окунаешься в удивительную атмосферу старины. Что ни шаг, то целая эпоха...


Конечно же, лучше всего начать экскурсию от возвышающегося над городом древнего замка. Ежегодно его посещают более 100 тысяч туристов. Но уже скоро их станет намного больше. Ведь старинная крепость будет частично восстановлена. Правда, произойдет это не сразу, а поэтапно. В ближайшее время руины одной из трех сохранившихся башен законсервируют, достроят разрушенные стены и покроют крышей. К сожалению, точных сведений о том, как раньше выглядели башни, нет. Поэтому восстанавливать здание придется по нескольким рисункам и кратким описаниям.


Удивительная и трагическая судьба у Новогрудской крепости. Строилась она на возвышенности в четыре этапа — с середины ХIII до начала ХVI века. После коронации в 1253 году князя Миндовга на «короля Литвы» замок являлся резиденцией великих князей литовских. Когда Новогрудок вошел в состав Великого княжества Литовского, он стал одним из самых значительных и крупных городов, что было засвидетельствовано великокняжескими привилеями в 1441 году. Здесь трижды проходили сеймы ВКЛ. Город, в котором тогда было 10 церквей, являлся также резиденцией православного митрополита княжества.


Однако жизнь Новогрудка постоянно омрачали военные действия. Несмотря на то что в его одном из крупнейших на современных белорусских землях оборонительном сооружении было 7 башен, соединенных мощной стеной, они не выдерживали частых набегов врагов. Город и замок сильно пострадали во время русско–польской войны 1654 — 1667 годов, а самый сокрушительный удар получили через полвека от шведских полчищ, взявших крепость штурмом. От былого величия тогда остались только руины, земляные валы и глубокий ров. Эта картина дошла и до наших дней. Но достопримечательности не обходят стороной туристы. Раз в году на Замковой горе и у ее подножия проходят фестивали средневековой культуры, на которые съезжаются любители острых ощущений из всех уголков Беларуси и стран ближнего зарубежья. Особенность этого необычного представления — рыцарские бои, состязания конников, лучников, дегустация блюд старинной кухни, стильная музыка и танцы...


Новогрудок не зря место встреч рыцарских клубов. Почему? Раскроем страничку далекой истории. Именно здесь в 1408 году состоялась тайная встреча великого князя Витовта и короля Польши Ягайло, на которой они договорились начать войну против Тевтонского ордена. Новогрудская хоругвь также принимала участие в Грюнвальдской битве. В честь этого знаменательного события в Фарном костеле размещена памятная доска.


Фарный, возведенный в 1723 году, — один из многочисленных храмов, придающих городу особый колорит. Недалеко от главной площади города также находится Михайловский костел, построенный в 1624 году. На сто лет раньше его приняла первых прихожан Борисоглебская церковь. Среди других достопримечательностей — Николаевская церковь (1780), мечеть (1855).


А теперь поднимемся на Гору Миндовга. Согласно местному преданию здесь похоронен князь Миндовг — основатель Великого княжества Литовского, столицей которого одно время являлся Новогрудок.


Весь славный исторический путь города можно проследить по многочисленным стендам, которые расположены в историко–краеведческом музее, открытом почти 20 лет назад. А еще редкий турист не заглянет в дом–музей Адама Мицкевича — великого белорусско–польского поэта ХIХ века. С новогрудской землей его связывает многое. С 1807 по 1815 год Адам учился в городской доминиканской школе, а летом в 1819 — 1820 годах жил в деревне Щорсы, что неподалеку. В честь знаменитого земляка по инициативе Мицкевичского комитета в 1924 — 1931 годах в городе был насыпан курган. Там находится земля, привезенная из всех мест, где жил Мицкевич. У подножия кургана установлен специальный знак.


Наше ретропутешествие по одному из старейших городов Беларуси было бы неполным, если не коснуться еще одной стороны его истории. Связана она со строительством железной дороги. Любому городу транспортная магистраль давала резкий толчок вверх: строительство заводов, увеличение числа жителей... Вот и в Новогрудке хотели иметь свою стальную колею.


«Железка» появилась в 1915 году, в разгар Первой мировой войны. Она тянулась от Новоельни через Новогрудок до Любчи и предназначалась для нужд немецкой армии. А когда Новогрудок, как и все западные земли, оказался в составе Польши, новые хозяева даже построили вокзал. Был подготовлен дорогостоящий проект по расширению узкой колеи и продлению дороги до Ошмян. Но денег все–таки не хватило.


Так и осталась узкоколейка нетронутой. В годы войны она работала лишь изредка, потому что часто разрушалась. В 1947 году была полностью восстановлена: по ней перевозились грузы, пассажиры. И опять встал вопрос ребром: «Когда же Новогрудок свяжется с другими городами широкой рельсовой дорогой?» После того как в 1961 году власти республики положительного решения так и не приняли, новогрудчане смирились с тем, что большие поезда через город уже не пройдут. На память о долгой «железнодорожной» истории Новогрудка осталось лишь здание бывшего пассажирского вокзала...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter