В поисках утраченного

О Минске

Я очень люблю свой родной Минск. Могу часами бродить по его улицам — думать и вспоминать. Прекрасно помню, каким он был в годы моего детства и юности. Конечно, сейчас город изменился почти до неузнаваемости. Но и сегодня я вижу те его милые, незабываемые черты, которые не стерли ни время, ни люди.


Рассказывая о Соборной площади, неподалеку от которой жила наша семья, нельзя не упомянуть о двух средневековых улицах — Школьной и Козьмодамиановской. Они, как нити, связывали Низкий рынок с Верхним, словно окаймляя нынешний соборный холм, а в довоенное время — жилой квартал. Каждая из улиц имеет свою неповторимую историю, подчас трагическую...


Когда–то давно параллельно Школьной, ближе к собору, на нынешней площади 8 Марта, располагался один из первых православных монастырей. Основали его в честь святых Козьмы и Дамиана. Именно от этого монастыря уходила дорога на Игумен (ныне Червень) — Игуменский тракт. По его направлению встречалось еще множество других православных обителей. А в центре самого Менска с конца ХI до начала ХVII века насчитывалось 12 церквей и монастырей.


Почему же наши предки воздвигли в центре города храм именно в честь Козьмы и Дамиана? В народе их называли «безмездные врачи», которые за исцеление требовали только одной награды — веры во Христа, наставляя праведных: «Даром получили, даром давайте...» Потому вошли они в православные жития как не только искусные целители–бессребреники, но и как благоденствующие щедрым подаянием святые отцы — «питали алчущих, одевали нагих и просвещали святой верою все окрестности...».


Процветала обитель несколько веков. Храм и монастырь в честь Козьмы и Дамиана пользовались любовью и вниманием горожан, но после подписания Брестской унии монастырь постепенно пришел в упадок. Со временем на том месте возник женский католический монастырь святого Бернарда, затем появился православный кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа. А память о святых Козьме и Дамиане православные сохранили в названии улицы, которая вела к храму.


Средневековая улочка в честь Козьмы и Дамиана одним своим углом упиралась в Торговую и, недлинная, тянулась до Большой Монастырской (ныне улица святых Кирилла и Мефодия). Она также считалась торговой и была настолько узкой и мрачной, что в народе ее прозвали «темные крамы». Кривоколенная Козьмодамиановская стала застраиваться каменными домами только в ХVIII веке и облик Средневековья сумела сохранить почти до середины 50–х годов прошлого столетия, несмотря на то, что сильно пострадала во время гитлеровского нашествия. До Великой Отечественной войны между Козьмодамиановской и Школьной располагался квартал, как бы сейчас выразились, элитных домов. За время немецко–фашистской оккупации он превратился в груду кирпича. Но даже в таком израненном виде улица оставалась живой и настоящей, очень европейской.


Однако в 60–е годы Козьмодамиановскую все–таки стерли с лица минской земли вместе с именами православных святых. На фотографии видна ее правая сторона, и, глядя на изображение, вы, наверное, согласитесь: мы потеряли уникальную улицу, которую, увы, уже не возродить!


Улица Козьмодамиановская, кроме своего первоначального названия, имела ряд других имен. Так, в 1922 году ее переименовали в честь Франциска Скорины. Но более всего она утвердилась в памяти минчан как улица имени пролетарского поэта Демьяна Бедного. Сегодня здесь проложена вымощенная и ухоженная по стандартам современного дизайна узенькая дорожка, которая ведет к храму. По ней всегда идут люди. Значит, духовный путь Козьмы и Дамиана по–прежнему живет. Пришло время, и на этом святом месте возрождаются контуры духовного посада. Сейчас здесь строится комплекс духовного центра Минской православной епархии. Примерно там, где теперь новое здание примыкает с одной стороны к корпусу Свято–Духова храма, а с другой выходит на улицу Торговую, почти пять веков тому назад как раз и размещался тот самый монастырь во имя святых Козьмы и Дамиана. Пройдет еще немного времени, и будущие семинаристы из Жировичского монастыря заполнят новые учебные классы духовного учреждения. Кстати, неподалеку от строящегося духовного комплекса в историческом центре Минска, между улицами Большой и Малой Монастырскими (улицы Кирилла и Мефодия и Герцена), некогда существовал переулок Семинарский, ныне Музыкальный.


История духовных семинарий Минской епархии идет с конца ХIХ века. В 1840 году в Минск из Слуцка перевели 200 семинаристов, а здание семинарии разместилось на Троицкой горе в специально отстроенном по улице Александровской (теперь — Богдановича) двухэтажном доме. Оно имело домовую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь же размещалась и редакция журнала «Минские епархиальные ведомости». Это было единственное каменное здание среди деревянных построек Троицкой горы. Строение частично сохранилось, и в 1953 году с помощью архитектора Георгия Заборского его преобразовали в учреждение совсем иного типа и прямо противоположного назначения — в Суворовское военное училище.


До 1919 года в Минской епархии действовали 4 мужских монастыря и одна женская обитель. Соборных, приходских, приписных и домовых церквей насчитывалось 1.230. Советская власть с первых дней своего существования повела открытую борьбу с религией. Борьба эта велась самыми жестокими методами и средствами: религиозные храмы рушились, обращались в лучшем случае в зрелищные учреждения, чинилось поругание церковных святынь, священнослужители почти поголовно подвергались репрессиям, немалое число их приняло мученическую смерть за свои убеждения. И вот теперь духовный центр православия на белорусской земле восстанавливается. Вновь почитаются вековые традиции веры. Да поможет нам Бог!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter