В поисках утраченного

Первое упоминание об Остроге относится к 1100 году в Ипатьевской летописи — как о владении князя Давыда Игоревича...

Проезжая мимо поворота на Тарасово — деревню в Минском районе, где активно возрождаются православные традиции, нельзя не вспомнить князей Острожских. И не только потому, что местный церковный приход — среди инициаторов проведения «Острожских чтений». В 1515 году Тарасово стало владением Константина Ивановича Острожского. Последующие годы были временем расцвета поселения...


А в Украине, за 55 км от областного центра Ровно, есть город Острог. Сегодня здесь проживают немногим более 15 тысяч человек. Площадь — около 11 квадратных километров. Первое упоминание об Остроге относится к 1100 году в Ипатьевской летописи — как о владении князя Давыда Игоревича. Как княжеская династия Острожские известны с 1340 года от Данилы, умершего около 1386 года. Об этом есть сведения в Густинской летописи. В третьей четверти XIV века в Остроге возводится каменная башня Вежа Мурованая. В 1453 году Василий Федорович Красный завершает строительство Богоявленского собора. Оборонительный храм стал частью укрепленного замка.


Если попадете в Острог сегодняшний — первым делом наведайтесь в музей книги и книгопечатания, который входит в Острожский государственный историко–культурный заповедник. Здесь вам помогут составить план экскурсии по небольшому городку. А главное — расскажут о сопричастности с древним поселением русского первопечатника Ивана Федорова. Кстати, в недавно вышедшей в Москве энциклопедии Евгения Немировского «Иван Федоров и его эпоха» в статье об Иване Федорове читаем: «В Вел. княжестве Литовском существовал известный шляхетский род Федоровичей. И.Левицкий относил И.Ф. к этому роду и внес сведения о нем в «Библиографию Федоровичей». Однако роду Федоровичей принадлежал герб «Огинец», а гербом «Шренява», который ставил на своих изданиях И.Ф., этот род никогда не пользовался.


Впоследствии, находясь в Польско–Литовском гос–ве, И. Ф. стал прибавлять к своему имени фамильное прозвище «Москвитин». Это прозвище встречается впервые в предисловии гетмана Г.А.Ходкевича к Учительному Евангелию 1569. [.........] прозвище «Москвитин» совсем не обязательно указывает на происхождение его владельца из Москвы. Оно может восходить не к географическому наименованию, а к имени собственному или прозвищу «Москва»... Отчества и фамильные прозвища «Москвитины» в 16 — 17 вв. были достаточно широко распространены как в Моск. гос–ве, так и в Вел. княжестве Литовском. Тупиков указывает, что в 16 в. проживал крестьянин Иван Ондреев сын Москвитин на берегу Немана — белорус. помещик Сидор Москвитин [.........] В «Записях земельных дел» короля Казимира Ягеллончика, составлявшихся во 2–й пол. 15 в., есть упоминание: «У Могилеве село Бородичи опять Якову Москвитину». На Виленском сейме 1565 шла речь о том, что «Володимер Москвитин з ыменья своего Лепесовки три села Иванюты, который на тот час в Турцех есть, зобрал и спустошил».


Е.Немировский в той же статье напоминает и о следующей архивной записи, связанной с поступлением «друкаря» в Краковский университет: «Иван сын Федора из Петковиц». Можно поискать еще и Питковичи как место рождения Ивана Федорова. Деревень с таким названием в Беларуси не меньше трех. Впрочем, это тема для отдельного разговора и, возможно, не менее увлекательного путешествия.


Но мы возвращаемся в Острог. В Луцкой башне, которую не очень–то щадило время, расположилась серьезная экспозиция по истории книгоиздания в этих ровенских местах. Среди книг кирилловского шрифта — три издания 2–й половины XVI века, в том числе Четвероевангелие среднешрифтное и Библия 1581 года. Примерно в 1578 году Иван Федоров оборудовал типографию в Остроге, принадлежавшем крупнейшему магнату ВКЛ Константину Константиновичу Острожскому (известному и как Василий Константин, и как Константин Василий Острожский). К тому времени уже получила известность Острожская академия. Поэт Шимон Пенкельский в поэме «Об острожской войне» писал об академии как о «триязычном лицее», в котором изучают «благородные искусства». Библия 1581 года известна как Острожская Библия. Это первая полная восточнославянская Библия. Тираж по тем временам просто огромный — 1.000 — 1.200 экземпляров. Один экземпляр был послан и в Ватикан Папе Григорию XIII. Уже в 1600 году книга находилась в монастыре Хиландар на Святой Афонской горе. Два экземпляра Острожской Библии ныне хранятся в Национальной библиотеке Беларуси. Совершив настоящий издательский подвиг, Иван Федоров еще продолжал работать в Остроге. А затем уехал во Львов — случилось это, как считают исследователи, в 1583 году.


А Острог продолжал оставаться образовательным, просветительским центром. По–другому и быть не могло. Князь Константин Константинович не жалел денег (владения магната составляли 80 городков и 2.760 сел, и годовой доход землевладельца достигал 19 млн. злотых) на образование, строительство церквей. Известно, что Острожский основал более 600 православных храмов и 20 монастырей. В 1572 году благодаря стараниям князя была учреждена школа в Турове на Гомельщине. В 1596 году Острожский принял участие в Брестской унии, на которой провозгласили не просто соединение церквей, а отход от православия, принятие католических ценностей. Константин Константинович резко осудил унию. И поддержал Христофора Филалета (под этим псевдонимом скрывался Мартын Броневский), издавшего в Остроге полемическое произведение в ответ на «Собор Брестский» Петра Скарги. Типография работала в Остроге еще долгое время. В 1603 году, когда князь Острожский задумал разделить владения между сыновьями, в акте упоминалась «Конюшня в Подзамче, с подворьем, при ней друкарня и школа». Двор назывался еще и Булсардиновым и стоял на Замковой улице у подножия Замковой горы. Здание типографии существовало и в XIX веке — его показывали в 1821 году английскому путешественнику Э.Гендермону, собиравшему информацию о Библиях, переведенных на славянские языки.


Острог был известен и как центр большой политики. Считается, что князь Острожский принимал деятельное участие в событиях Смутного времени. Известно, что Константин Константинович подарил Лжедмитрию I «Книгу в постничестве» Василия Великого, отпечатанную Петром Мстиславцем в Остроге в 1594 году. И надпись на ней соответствующая: «Григорию — царевичу Московскому» (как монах Лжедмитрий был Григорием Отрепьевым)...


Совсем небольшим городком кажется нынче Острог — вроде наших белорусских Чашников или Чечерска. Кстати, последний тоже упоминается в Ипатьевской летописи — как город радимичей Чичерск, который киевский князь Давыд Игоревич вернул черниговскому князю Святославу Ольговичу. Совсем близкий к белорусско–украинскому пограничью Острог — яркая страница общей славянской истории. Вдохновившись филокартическими видами старого украинского города, непременно наведайтесь в этот интересный уголок Ровенской области. Не пожалеете!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter