В поисках утраченного

Гомель — город, который хочется понять. Иногда он скрывается в темных улицах и скверах, иногда сливается с черным небом... Честно сказать, Гомель сольется с любым цветом неба.
Гомель — город, который хочется понять. Иногда он скрывается в темных улицах и скверах, иногда сливается с черным небом... Честно сказать, Гомель сольется с любым цветом неба.

Настоящий город обычно теряется в узких переулках, между деревянными домами бывших предместий, в укромных уголках старинного парка. И, если хотите, в романтической эпохе плюсквамперфекта.

Гомель большой — в нем прописано полмиллиона. Он велик — здесь есть дворец российских вельмож, превративших скромное местечко времен Речи Посполитой в губернский центр.

Когда магнаты Чарторыйские расставались со своим деревянным замком над Сожем, могли ли они представить творения, которые здесь отгрохают, щедро одаренные Екатериной Великой и ее венценосными потомками, Румянцевы и Паскевичи?

Известный Михал Фредерик Чарторыйский, владевший прежде Гомелем, по принципиальности ли, по недальновидности ли не присягнул Екатерине на верность — и отбыл восвояси.

Когда же российские аристократы Румянцевы получили гомельское имение, они нашли здесь все ж таки не деревню, как язвят некоторые «знатоки», а хорошо укрепленный замок и довольно богатый торговый городок с двумя с половиной тысячами населения.

Дубовый замок, конечно, впечатлял Румянцева, и сразу же нашлось место трофеям покорителя турок, добытым в военных походах. Замок постепенно разбирался, дворец возвышался. А Петр Александрович уже принимал гостей: российскую царицу, австрийского эрцгерцога Иосифа II, белорусского генерал–губернатора Захария Чернышева... Балы аристократии под клавесин, кринолин под юбками, голубоватые локоны париков на золоченых эполетах — цвет, звук и образы эпохи...

Сейчас, кажется, знать во дворцах и не жила вовсе. Здесь только веселились и решали судьбы государств. Скуки ради плели интриги...

И все же Николай Петрович Румянцев вместе с архитектором Кларком привел городок в божеский вид — в прямом и переносном смысле. Например, была достроена соборная церковь, католикам заменили на каменный деревянный костел, евреям подарили синагогу, а простым гражданам — мост через Сож на сваях... И на том спасибо, поскольку для простолюдинов капитальный мост решал многие бытовые проблемы во время весеннего паводка.

Суммировав историческую деятельность Румянцева, можно с уверенностью утверждать, что в наследство горожанам было оставлено целое собрание ценностей. Но, увы, не Гомелю. Их удостоилась Москва.

Более всего Паскевичам, пришедшим на смену Румянцевым, полюбился дворцовый комплекс в парке. К Паскевичам благоволил Николай I. Именно поэтому через город прошло Петербургско–Киевское шоссе, а затем и первая в России Петербургско–Севастопольская телеграфная линия.

Вот и весь секрет успеха экономического роста города.

Дороги, дороги...

Но гордится Гомель вовсе не этим. Почти как свою покровительницу почитают гомельчане последнюю владелицу города княгиню Ирину Паскевич. Щедрой души и доброго сердца, эта женщина прославилась не только своей благотворительностью и благоволением музам. Она первой перевела на французский язык роман Толстого «Война и мир». Да и не только на французский! И пусть это вклад не в белорусскую культурную «скарбонку», но, согласитесь, ведь вклад!

К началу ХХ столетия культурной столицей Гомель, однако, не стал. Пошел дальше — вырос в промышленный центр, затем в областной...

...Все уходит. Только Сож, разливаясь, подтапливает с вековым постоянством бывший замок... А дворец с высоты берега «наблюдает» за городской бренностью и одним только своим присутствием возвращает Гомелю былое величие. В старых залах дворца снова царят музы, горит свет в окнах. И даже Румянцевы с Паскевичами — портретное воплощение — встречают гостей в коридорах. Мода на прошлое неистребима временем...

— Ну когда ты к нам приедешь? — спрашивает у меня моя гомельская кузина. — Ты уже не был... я сбилась со счету.

— Приеду...

— Дом напротив закрыл от нас Волотову. Зато, наконец, построили мост...

И колокол водрузили на церковь. И памятник Кириллу Туровскому. Драмтеатр только плох. И вряд ли «поправится». Потому как здешние музы по весне уезжают по известному мосту через Сож в Париж искать признания и заработка. С музами так бывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter