В поисках утраченного

Сегодня в зале выставок по адресу площадь Свободы, 1 посетителей ожидает встреча с репродукциями старых открыток из коллекции Владимира Лиходедова и фондов Вилейского краеведческого музея...

Вместе с Владимиром Лиходедовым въезжаем в Вилейку. Осматриваемся, и тут же коллекционер и по совместительству рулевой нашего экипажа берет на себя еще и функции гида: «Дом местного фотографа Бермана... Он некогда снимал президента Польши Пилсудского...» Действительно, история известная. Снимки и сейчас хранятся в фондах Вилейского краеведческого музея. Судьбу мастера, сломанную спецами ГУЛАГа, добросовестно исследовала местный краевед и музейный работник Ольга Колосова. Покинув бывшую старую улицу Пилсудского, где некогда в воскресный день горожан собирали базарные ряды, мы и направляемся в музей.


Сегодня в зале выставок по адресу площадь Свободы, 1 посетителей ожидает встреча с репродукциями старых открыток из коллекции Владимира Лиходедова и фондов Вилейского краеведческого музея. Их, запечатлевших местные виды начала XX века, не так и много. Вилейка, спрятавшаяся за лесами и Вилией, — все же не губернский Минск. Хотя и здесь кипела, бурлила своя жизнь. Не думая о том, что спустя столетие найдутся собиратели свидетельств и памяток тех лет и событий, город, окрестности фотографировали самые разные люди. Даже немецкие солдаты в Первую мировую войну. Конечно же, снимал и Берка Берман, о котором много говорили на открытии выставки «Вилейка: путешествие во времени». И сейчас эти работы — настоящий источник вдохновения для современных вилейчан. Местный живописец Эдуард Матюшонок, к примеру, создает свои городские пейзажи, отталкиваясь от давнего фотовзгляда на Вилейку и ее жителей. Поэтому, наверное, в его картинах просматривается так много скрытых смыслов, позволяющих размышлять о разных временах и нашем отношении к ним.


В переполненном зале музея (а это, как рассказала Ольга Колосова, добрая традиция, когда собираются вместе краеведы, учителя, городская интеллигенция, просто горожане, которым интересно узнать что–то новое) выставку открыла председатель Вилейского районного Совета депутатов Н.Радевич. Наталья Александровна назвала столь широкое знакомство с филокартическими сокровищами неслучайным событием. Вилейка — компактный, ухоженный городок. Тишина, чистота, уютные улочки, аккуратные старинные домики — все это вместе составляет историко–культурный ландшафт поселения со своими традициями, позволяющими гордиться городом и его историей. Вот и для местного краеведческого музея, объединяющего вилейчан в различных культурологических проектах, нет лучшей задачи, чем воссоздавать атмосферу исторической теплоты, достойного внимания к прошлому и уважения к сегодняшним свершениям. Возможность совершить небольшое путешествие во времени с помощью старых открыток и фотографий прекрасно вписывается в предлагаемую местными краеведами историко–образовательную концепцию, считает директор вилейского музея Сергей Гончар. Разве не будет интересно посмотреть, как раньше выглядела улица, на которой сегодня стоит твой дом, сравнить, где стояли православная церковь, католический храм, синагога, как выглядел железнодорожный вокзал? Наталья Радевич напомнила посетителям выставки (работа экспозиции предполагается на протяжении нескольких недель), что последние годы в жизни города и района связаны со многими просветительскими проектами: прошли краеведческие конференции, экспедиции, открыты мемориальные доски, город не единожды притягивал внимание и рядовых туристов, и сведущих историков, причем из соседних стран тоже. Создавая и укрепляя в городе, родном крае «культурное гнездо» (была в 1920–е годы такая краеведческая, философская теория в отношении культурно–просветительского потенциала регионов), местные историки выступают настоящими возмутителями спокойствия в самом лучшем значении этих слов. Вот и последняя новость не дает уже спать спокойно многим ученым мужам из Москвы и Киева, Львова и Минска. А заключается она в том, что вилейские музейные работники Наталья Ефимова и Анатолий Каптюг утверждают: первопечатник Иван Федоров — выходец из Вилейского района! Убеждает их в этом принадлежность автора «Апостола» к древнему роду Рагоза, представители которого жили в Хотеничах — на территории современного Вилейского района. Одним из фактов в защиту этой исторической версии является, по мнению вилейских исследователей, то, что в печати Федорова и гербе Рагоз присутствуют одинаковые элементы. Так что, возможно, появится когда–нибудь в Вилейке памятник Ивану Федорову... А пока на открытии выставки мне довелось вволю наговориться с художником и краеведом Борисом Цитовичем.


— Не мог не приехать посмотреть выставку, — делится своими впечатлениями создатель музейного комплекса в деревне Забродье Вилейского района. — Отношусь к подвижничеству Владимира Лиходедова как к проявлению высочайшего творчества. Радует, что собирательство не стало для коллекционера затворничеством. Уже и в Вилейке мы с ним встречаемся не первый раз. Отрадно, что вот так плодотворно соединились музейная инициатива и его усилия. Старая открытка — удивительно точный и эмоциональный рассказчик о временах прошедших. И это, как мне кажется, заметно и на выставке «Вилейка: путешествие во времени»... Кстати, я уже думаю о том, что не за горами столетие начала Первой мировой войны. Вилейщина немало испытаний вынесла в те годы. А значит, и вспомнить эту дату, пусть и далекую, мы просто обязаны. Надеюсь, в моей историко–просветительской работе в таком направлении несомненную помощь окажет и филокартический поиск Владимира Лиходедова.


Разные по взглядам и мировоззрению люди, представители нескольких поколений, пенсионеры и совсем юные школьники внимательно рассматривали старую Вилейку на репродукциях и оригинальных открытках. Каждый хотел найти что–то свое, лично ему близкое. Мне показалось, все покидали уютный домик на площади Свободы с новым знанием о родном городе, о предках, а значит, и о себе. По крайней мере, так нам с Владимиром Алексеевичем говорили многие из посетителей. Один из них — Александр Клешняк, ветеран Вооруженных Сил, — спросил, будет ли у выставки продолжение. «Здорово было бы сделать о старой и новой Вилейке книгу, — ответил коллекционер, — а рядом поместить открытки начала минувшего века и фотографии, рассказывающие о Вилейке сегодняшней». Таким образом, задача поставлена. Теперь надо ее выполнять.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter