В поисках утраченного

Нынешняя неделя ознаменована значительным событием в духовной жизни христиан — началом Великого поста...

Нынешняя неделя ознаменована значительным событием в духовной жизни христиан — началом Великого поста. Сначала, 7 марта, открывают первую страницу своей 40–дневной духовной практики православные, затем, 9 марта, в Пепельную среду, — католики. Конечно, календарь — вещь, не зависящая от чьих–либо пристрастий. Он существует сам по себе. Но дает замечательный повод, чтобы еще раз вспомнить о прекрасных традициях взаимопонимания и доброго отношения друг к другу людей, живших и живущих на белорусской земле.


Очень интересные факты приводят в своей книге «Шляхi вялi праз Беларусь» известные авторы, авторитетные исследователи Валентин Грицкевич и Адам Мальдис. Речь идет о почти двухстах отзывах — дневниковых записях, отчетах, печатных работах — западноевропейских путешественников XV — XVII веков, в основном дипломатов, о том, что они увидели по дороге из своих государств в Московию. А путь их пролегал практически всегда через наши края — двигались ли они из Вильно или из Варшавы. Так вот, на всех без исключения путешественников производил неизгладимое впечатление уровень веротерпимости и духовной лояльности представителей разных конфессий, проживавших в пределах белорусских территорий. А сравнивать европейцам было с чем: у них в государствах тогда шли самые настоящие религиозные войны, ярким символом которых стала печально знаменитая Варфоломеевская ночь. 24 августа 1572 года, в праздник святого Варфоломея, в Париже было организовано массовое уничтожение протестантов гугенотов (кальвинистов) католиками. Чтобы кого–нибудь «не пропустить», двери домов жертв заранее помечали белыми крестами — этакое приглашение войти для смерти. И в это же время в ВКЛ в домах местной знати за один стол приглашались и православный батюшка, и католический ксендз, и... раввин с муллой. Последнее обстоятельство почему–то поражало гостей более всего. Они выходили на главную площадь города, и перед их глазами открывалась потрясающая картина, немыслимая, наверное, более нигде, — когда дружной семьей чуть ли не в ряд стояли костел, церковь, протестантский храм, синагога и мечеть.


Европейцы восхищенно называли разные города и местечки. Были там и достаточно большие поселения — такие, как Орша, Слоним, и поменьше — например, как местечко Свержень (теперь Столбцовский район). Так, в Свержене (Свержно) в XVI веке рядом с деревянным замком появились сразу две христианские святыни — Успенская церковь (1590 г.) и Петропавловский костел (1588 г., правда, есть все же предположение, что изначально храм предполагался как кальвинистский). Церковь построили деревянную, поэтому впоследствии ее пришлось несколько раз восстанавливать и обновлять. Этот храм всегда славился чудотворным образом Матери Божьей Сверженской, первое чудо которого было зафиксировано еще 22 марта 1638 года. И потом долгие годы у иконы искали спасения и исцеления самые разные люди — Всевышний ведь не делит свою паству на какие–то отдельные категории. В 1739 году Михаил Казимир Радзивилл основал при церкви базилианский монастырь, а в 1746 году открыл униатскую духовную семинарию на 12 учеников, которая готовила священнослужителей для Виленской епархии.


С конца XV века известен поселок Видзы, что на Браславщине. Он славился своими большими ярмарками, которые собирали купцов даже из окрестных губерний. Такой торговой оживленности в немалой степени способствовала и многонациональность поселения, где жили белорусы, поляки, русские–староверы, литовцы, татары, цыгане. Недаром Видзы еще называли белорусским Вавилоном. Сохранились большое еврейское, католическое, старообрядческое, татарское, православное кладбища. Среди достопримечательностей Видзов — потрясающий готический костел и старообрядческая Успенская церковь (начало XX века).


В Ружанах, где «гаспадарылi» магнаты Сапеги, застройка торговой площади формировалась на протяжении XVII — XVIII веков. Сюда входили и памятники архитектуры барокко — Троицкий костел (1615 г., достройка в 1768 и 1787 гг., архитектор Я.С.Беккер) и Петропавловская церковь (1675 г., перестройка в 1784 — 1788 гг., архитектор — снова же Я.С.Беккер). Оба храма — однонефные одноапсидные постройки с прямоугольным планом и пристроенными каплицами. И даже интерьеры их имеют зеркальный характер. Но, наверное, самое интересное то, что и тот и другой построены на средства Сапегов.


Кстати, основать и профинансировать строительство храмов разных конфессий считалось правилом хорошего тона. Причем не только во времена ВКЛ. Можно и нужно с благодарностью вспомнить Эдварда Войниловича (1847 — 1928 гг.), чьими стараниями появились не только Красный костел в Минске, но и православная церковь и синагога в Клецке. Хлопотал Войнилович и о возведении мечети: «Пусть верующие люди разных конфессий, каждый в своей святыне на земле, славят единого Бога в Небесах».


Конечно, не будем идеализировать прошлое. Но то, что столь широко известная белорусская толерантность — не просто красивая фигура речи, факт. И в его подтверждение сегодняшняя наша ретрофотосессия.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter