В поисках утраченного

Орша даже до появления железной дороги была одним из центров торговли в Могилевской губернии в середине XIX века...

Как–то услышал весьма любопытное выражение жителя Орши. Мол, «мой родной город — это прежде всего железная дорога, а потом уже и все остальное». Если вдуматься, то так оно и есть. Ведь древний город фактически обрел второе дыхание после того, как через него прошла «железка». И став транспортным узлом, начал развиваться. В отличие от своих ровесников. Мстиславль, Несвиж, Новогрудок, лишенные железнодорожных путей сообщения, не получили и мощного стимула к своему становлению на более высоком, качественном уровне.


Впрочем, Орша даже до появления железной дороги была одним из центров торговли в Могилевской губернии в середине XIX века, занимая третье место по значимости — после Могилева и Гомеля. Причем, что характерно, губернский центр на определенном этапе времени из–за отсутствия железнодорожного сообщения не мог даже близко претендовать на то, чтобы встать в один ряд с крупными торговыми центрами Российской империи. Обычно товары, доставляемые в Могилев, везли в город либо по Днепру, либо — что бывало гораздо чаще — железной дорогой до Орши. А потом, перегрузив на подводы или баржи, по шоссе или по реке доставляли к месту конечного назначения.


В Орше жизнь постоянно бурлила. На местной пристани ежегодно грузилось до 100 больших и малых судов. Разгружалось же от 10 до 15. С оршанской железнодорожной станции каждый год отправлялось около 560 тысяч пудов разного товара. Прибывало же значительно больше — по 680 тысяч пудов. Пенька, приобретаемая торговцами в Орше, в основном следовала в Ригу. Причем объемы торговли этим товаром выходили немалые — достигали 100 тысяч рублей в год. Основной же, говоря сегодняшним языком, статьей экспорта для оршанцев была известь, добываемая вблизи города. Славящаяся своими свойствами, она отправлялась ниже по Днепру. Почему–то особый спрос на нее возникал в Киеве.


Но во второй половине XIX столетия залежи полезного ископаемого оскудели, а под Киевом нашли свою известь. Вот и получилось, что для горожан практически исчез источник дохода. В 70 — 80–е годы позапрошлого столетия оборот в торговле известью составлял порядка 10 тысяч рублей в год. Хотя несколькими десятилетиями ранее цифра эта была раз в 20 — 30 больше. Упадку торговли известью поспособствовало и обмеление Днепра. Все это привело к тому, что в Орше стала проявляться на фоне других городов губернии бедность.


При этом, однако, будучи транспортным узлом, Орша просто не могла не иметь достаточного количества торговых лавок. Их насчитывалось немало: без учета разного рода питейных заведений — 173. Общий торговый оборот составлял 300 тысяч рублей.


Как и в других городах губернии, в Орше проводились ярмарки. Но говорить о каком–то серьезном размахе не приходилось. К примеру, в Гомеле ежегодно проводились три крупные ярмарки, общий оборот которых составлял свыше 700 тысяч рублей. В Орше все выглядело значительно скромнее. Единственная ярмарка в году проходила здесь 9 мая. Различного товара продавалось и покупалось максимум на 10 тысяч рублей.


Если говорить о железнодорожном сообщении Могилевской губернии второй половины XIX века в целом, то в те времена товаров из региона вывозилось больше, нежели прибывало. Иными словами, существовало положительное торговое сальдо. Но Орша стала исключением: на ее железнодорожную станцию грузов прибывало значительно больше, чем с нее отправлялось. Объяснялось это тем, что через город самым необходимым обеспечивались и другие уезды. Город был своего рода местом разгрузки товаров, предназначенных для Могилева, Горок, Чаусов, Быхова и Черикова. Главным образом здесь получали мануфактуру, бакалею и галантерею из Москвы, Варшавы, Лодзи, Белостока и, наконец, из Европы. Сюда приходила соль из Царицына, пшеничная мука из Ельца, чай из Кенигсберга.


А на оршанской железнодорожной станции в вагоны грузились рожь, ячмень, овес, льняное и конопляное семя. Все это отправлялось в Ригу, Либаву, Варшаву. Кроме того, из Орши в Москву поставлялись проволока и гвозди местного производства. В другие города Российской империи отправлялись пшеничная и картофельная мука, крахмал, перловая и овсяная крупы, произведенные в Горецком уезде. Через Оршу из Копыся и Левков потребителям шло весьма значительное количество изразцов. В основном их покупали в Одессе и Киеве.


Сегодня вокзал в Орше — один из лучших в стране. Во время открытия в 1871 году он и близко не мог претендовать на столь высокую оценку. Был весьма простым зданием. Сегодня лишь старые фотоснимки дают представление о первых деревянных постройках. Облик, более близкий к современному, вокзал обрел к 1915 году. На привокзальной площади стояла и небольшая каменная церковь.


Орша внесла свой вклад в развитие технических библиотек в структурных подразделениях нынешней Белорусской железной дороги. Большую роль в организации этой сети сыграло создание в июле 1906 года на Московско–Брестской железной дороге комитета для заведования образовательными учреждениями и его местных попечительств. При оборудовании училищ комитет обратил особое внимание на работу библиотек и на приобретение наглядных учебных пособий. Независимо от наличия библиотек при училищах, кроме существовавших ранее для служащих в Москве, Смоленске и Минске, были организованы библиотеки на станциях Дорогобуж, Вязьма и Орша. При оршанской даже был устроен особый читальный зал. Плата за чтение книг взималась самая незначительная, что делало пользование доступным для всех работников дороги. Кроме того, для низших служащих организовывались особые подвижные библиотечки, которые рассылались по станциям дороги.


Хотя Орша имела свой главный статус как железнодорожный узел, она была еще и достаточно крупным речным портом, самым значимым — в пределах Могилевской губернии — на Днепре. Ежегодно здесь грузилось самым разным товаром порядка 100 судов. В среднем грузчики переносили на них свыше 325 тысяч пудов разного добра на общую сумму более 100 тысяч рублей. Для сравнения: Могилев ежегодно отправлял чуть более 60 судов. Общая стоимость отгруженного товара не превышала 90 тысяч рублей. Сегодня, впрочем, это уже в прошлом.


Не так давно встречал знакомых, ехавших через Оршу. Пока в ожидании поезда стоял на перроне, поймал себя на ощущении какой–то ирреальности. Хотя вокруг уже стоят сплошь современные здания, автомобили, кажется, будто одновременно находишься и в дне сегодняшнем, и в прошлом — на пути «из варяг в греки», благодаря которому, собственно, и появился город...

 

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter